Генератор на ГАЗ-53



На автомобиле ГАЗ 53 установлено электрооборудование напряжением 12 вольт, по цепи течет постоянный ток. Минусовым выводом питания является масса кузова и рамы. Генератор переменного тока грузовика представляется как синхронный трехфазный двигатель, вырабатывающий ток для питания электрической цепи автомобиля и подзарядки автомобильного аккумулятора.

 газ 53

Пассажирский автомобиль ГАЗ 53

Устройство

ГАЗ 53 оснащен генератором модели Г-250 с максимально вырабатываемым током 40 Ампер и состоит из следующих элементов:

  • Корпуса, состоящего из двух частей – передней и задней крышки. На задней крышке предусмотрены вентиляционные отверстия для охлаждения генератора;
  • Обмотка статора, она проложена вдоль стенок внутри корпуса и стягивается крышками;
  • Ротора (якоря). Якорь является вращающейся деталью и при вращении создает возбуждение на обмотках статора. Находится ротор внутри генератора по его центральной оси, вращается в подшипниках, находящихся в передней и задней крышке корпуса;
  • Диодный мост. Предназначен для преобразования переменного тока в постоянный. Расположен в самой задней части корпуса;
  • Щеточный узел. Щетки работают с контактными кольцами якоря и создают возбуждение в генераторе; щеточный узел
  • Шкив генератора. Шкив крепится в передней части на роторе, фиксируется на шпонке и удерживается с помощью гайки. Через ремень и шкив приводится во вращение само устройство.

Схема подключения генератора очень проста – на задней крышке устройства находится клемма, на которое подается питание от аккумулятора (+12 Вольт). К корпусу подсоединяется минусовой провод, на щеточный узел подается напряжение для возбуждения ротора.

Технические данные

Генератор Г250 имеет следующие технические характеристики:

  • Питающее напряжение – 12 Вольт;
  • Направление движения ротора – правое;
  • Максимально вырабатываемый ток – 40 Ампер;
  • Диаметр обмотки статора – 1,32 мм;
  • Фаз в статоре – 3;
  • Количество витков в статорной обмотке – 54;
  • Сопротивление обмотки возбуждения – 3,7 Ом (при температуре 25°C);
  • Передний подшипник – шариковый марки 180603; подшипник на генератор
  • Задний подшипник – шариковый 180502К;
  • Диодов в диодном мосту – 6, по 3 разной направленности.

Типичные неисправности

Как и любое другой устройство, генератор имеет свойство рано или поздно ломаться. При его отказе пропадает зарядка, и двигатель продолжает работать только за счет аккумулятора.

Но через некоторое время аккумулятор «садится», и много проехать без исправного генератора не получится – автомобиль заглохнет и потом уже не заведется.

Для генератора ГАЗ 53 характерны следующие неисправности:

  • Шум в подшипниках. При этом зарядка идет, но ездить долго с шумом не стоит. Рано или поздно подшипники могут заклинить или рассыпаться. В дороге неисправный генератор доставляет много хлопот хозяину транспортного средства;
  • Пробой диодного моста. Пропадает зарядка, и диодный мост подлежит замене. Ремонтировать узел нет смысла – на машине ГАЗ 53 он стоит недорого, да и продается всегда в сборе;
    диодный мост

    Так выглядит диодный мост генератора для ГАЗ 53

  • Замыкание пластин в роторе. В этом случае также необходима замена детали, якорь является наиболее дорогостоящей запасной частью в генераторе;
  • Замыкание обмотки статора;
  • Износ щеток в щеточном узле. Возможна как замена всего узла, так и замена каждой щетки в отдельности (всего их две);
  • Вырабатывание посадочных мест под шариковые подшипники в корпусе. Необходимо поменять крышку, в которой разбито посадочное место.

Еще нередко щетки имеют плохой контакт с коллектором якоря. Контакт может замаслиться, щетки плохо прижимаются из-за ослабленных пружин щеточного узла, изнашивается сам коллектор.

Пружины можно попробовать подтянуть, замасленный контакт протирают чистой тряпкой, смоченной растворителем. Изношенный коллектор протачивают на токарном станке, если он еще подлежит ремонту.

генератор газ 53

Так выглядит генератор установленный на ГАЗ 53

Причиной отсутствия зарядки также может быть неисправное реле регулятора напряжения генератора.

Замена

Генератор ГАЗ 53 находится в передней верхней части двигателя, в районе впускного коллектора рядом с клапанной крышкой 4-8-ого цилиндра. Заменить деталь очень просто – до нее легко добраться, и при этом у нее минимум креплений. Для снятия нужно:

  • Обесточить электрическую схему автомобиля (отсоединить клеммы с аккумулятора);
  • Снять все провода с генератора;
  • Открутить болт крепления натяжной планки и повернуть генератор для освобождения ремня; болт генератора
  • Снять ремень, раскрутить болты с гайками нижнего крепления (всего два болта с гайками) и демонтировать генератор;
  • Установить новый генератор, выполнив все действия в обратном порядке.

Разборка генератора

Разборку устройства производим следующим образом:

  • Откручиваем гайку крепления шкива и снимаем шкив. Следует обратить внимание на шпонку – ее лучше сразу снять и убрать в надежное место, чтобы не потерять;
  • Отворачиваем два винта крепления щеточного узла, демонтируем узел;
  • Скручиваем три винта задней заглушки;
  • Отворачиваем длинные стяжные винты на задней крышке генератора, они стягивают обе части корпуса между собой. Снимаем заднюю крышку, на крышке у диодного моста отсоединяем провода.
     устройство генератора

    Схема устройства генератора для ГАЗ 53

    Иногда крышка закипает, приходится ее простукивать, чтобы демонтировать. Важно не повредить детали при разборке;
  • Снимаем с вала ротора переднюю крышку в сборе с подшипником. Она держится в подшипнике крепко, поэтому необходимо закрепить крышку в тисках и выбить вал. Выбиваем, пользуясь мягкой выколоткой, важно не повредить резьбу на валу ротора.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *