Технические характеристики ГАЗ-53



ГАЗ 53 выпускался Горьковским автозаводом более тридцати лет и завоевал огромную популярность среди населения нашей страны. С начала выпуска модель постоянно модернизировалась, и последней базовой моделью считается ГАЗ 53 12, производство которого велось с 1983 года.

 газ 53

Классический ГАЗ 53 ранней модификации

История создания

ГАЗ-53 является одним из известнейших и популярных советских грузовых автомобилей. Относится он к семейству 3 поколения среднетоннажных грузовиков. Выпускался с 1959 года (серийное производство с 1961 года) и до начала 1993 года на Горьковском автозаводе. Со своими модификациями был самым массовым грузовиком в СССР. Общее количество выпущенных автомобилей — более 4 миллионов.

В октябре 1961 года начал выпускаться 3,5-тонник ГАЗ-53Ф, 82 л.с. В июле 1964 года начал, собственно, выпускаться и сам ГАЗ-53 — 4-тонник с V-образным 8-цилиндровым мотором ЗМЗ-53, 115 л.с. В 1965 году название изменилось на ГАЗ-53А.

газ 53 история

Эта модель выпускалась в разных модификациях в течение многих лет до 1983 года. Для самосвалов использовалось шасси ГАЗ-53-02, для автобусов — ГАЗ-53-40, специализированные автомобили использовали шасси ГАЗ-53-11.

С 1983 года вышла модель ГАЗ-53-12. Радиатор стал иной облицовки, появилась новая головка цилиндра, ходовая часть также претерпела изменения. Грузоподъемность стала 4,5 тн.

В 1990 году появилась модель ГАЗ-3307. На этом история ГАЗ-53 закончилась, но достаточно много этих автомашин используются и сегодня.

Интерьер и экстерьер ГАЗ-53

Выглядел ГАЗ-53 для своего времени очень современно. Была выполнена цельная облицовка радиатора заподлицо с фарами. Рама отличалась большой прочностью. Бензобак расположен под сидением шофера. Заливная горловина находилась у края водительской двери, за кабиной.
газ 53 салон

При переводе на газовое топливо это обстоятельство оказалось очень удобным, так как газовый баллон можно было установить под кузовом, тогда как у других грузовиков там был бензобак.

Технология запуска была современная на то время — электрический стартер с втягивающим реле, имелась хорошая отопительная система и электрические стеклоочистители.

Сиденья водителя и пассажира было выполнены как одно целое. Но, тем не менее, сидеть в кабине было удобно даже зимой в теплой одежде. Предусмотрены места для инструментов, запчастей и других необходимых вещей.

Экспорт автомобиля

ГАЗ-53 экспортировался в страны соцлагеря: Польшу, ГДР, Румынию, Чехословакию, Югославию, Венгрию, Вьетнам, Монголию, а также в Финляндию. С 1983 по 1991 годы сборка ГАЗ-53-12 осуществлялась болгарским предприятием «Мадара».

газ 53-12

Грузовики этой сборки имели дизель собственного производства, который выпускался по лицензии фирмы Perkins (Англия).

Технические характеристики

Грузовик имеет задний привод колес и рамную конструкцию. В заводской комплектации ГАЗ 53 12 оснащается восьми цилиндровым бензиновым двигателем внутреннего сгорания, с V-образным расположением цилиндров.

Габариты и эксплуатационные характеристики

ГАЗ 53 имеет собственный вес в снаряженном состоянии 3,2 тонны, полная масса – 7,85 т.
 грузовик газ 53

Автомобиль рассчитан на грузоподъемность 4,5 т, но в реальности его нередко перегружают, отчего приходится ремонтировать или менять рессоры. Грузоподъемность 4,5 тонны появилась только у модели ГАЗ 53 12, первые автомобили ГАЗ 53Ф были вообще трехтонными.

Размеры

  • Длина – 6,4 м;
  • Ширина – 2,4 м;
  • Высота (берется по кабине, авто без груза) 2,2 м.

Грузовик рассчитан на максимально допустимую постоянную скорость до 90 км/час, хотя в реальности может ехать и с большей скоростью (110 км/ч), но в ненагруженном состоянии.

Колесные характеристики

  • Расстояние между передней и задней осью – 3,7 м;
  • Колея колес на передней балке – 1,63 м;
  • Колея колес задней оси – 1,69 м (замеряется от точки между шинами одной стороны до такой же точки на другой стороне); габаритные размеры газ 53
  • Дорожный просвет – 0,265 м;
  • Размер колесной резины – 8,25-20 дюймов.

Согласно заводским данным, ГАЗ 53 должен расходовать по ровной дороге при скорости 40 км/час 24 литра на 100 км пробега. Но, видимо, берется в учет то, что автомобиль не нагружен, погода сухая и теплая, машина едет в накат. В реальности такого показателя добиться практически невозможно, как минимум, ГАЗончик потребляет 27 литров. В зависимости от груженого состояния расход может увеличиваться и до 30 литров.

Общие характеристики

  • ГАЗ-53 оснащен двигателем 120 л.с./3200 об/мин;
  • V-образный 8-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный, объемом 4254 куб.см.;
  • С диаметром цилиндра/ходом поршня 92/80 мм;
  • Коробка передач: 4+1 назад;
  • С длиной 6395 мм, шириной 2280 мм, высотой 2190 мм, базой 3700 м;
  • Масса снаряженная 3200 кг;
  • Грузоподъемность 4500 кг;
  • Емкость бака 90 л.

Заправочные емкости

  • Моторное масло в двигателе – 10 л;
  • Трансмиссионное масло в коробке переключения передач – 3 л;
  • Трансмиссионное масло в картере заднего моста – 8,2 л;
  • Вода или охлаждающая жидкость в радиаторе охлаждения – 21,5 л;
  • Трансмиссионное масло в рулевом управлении – 0,8 л;
  • Тормозная жидкость в гидравлической тормозной системе – 0,75 л;
  • Емкость бензинового бака – 90 л.
    бензобак газ 53

    Так выглядит бензобак для ГАЗ 53

Кабина и шасси

Кабина ГАЗ 53 цельнометаллическая, двух дверная, рассчитана на двух пассажиров. Но пассажирское место очень широкое, и при желании в кабине может уместиться три человека, включая водителя. Сиденья в салоне целиковые, не разделенные по числу мест. То есть, предусмотрена одна общая «сидушка» и одна спинка.

Конструкция шасси рамная, и к ней крепится кабина и кузов. Кузов может быть разным:

  • Бортовой;
  • Фургон;
  • Самосвальный;
  • Цистерна;
  • Специального назначения.

кабина газ 53

Кабина от автомобиля ГАЗ 53

Рама является связывающим звеном всех узлов и агрегатов автомобиля, поэтому при желании шасси может самостоятельно передвигаться даже без кабины и кузова.

Двигатель

Автомобиль ГАЗ 53 комплектовался только двумя типами бензинового двигателя. Но шестицилиндровый мотор, который ставили на машине в самом начале выпуска, был только на модели ГАЗ 53Ф, и она производилась до 1967 года. После на «газоне» ставили только 8-цилиндровый ДВС объемом 4,25 л.

У мотора в течение времени только менялся индекс и проводились незначительные модернизации, сама конструкция оставалась неизменной.

Верхнее расположение клапанов, алюминиевый блок и головки блока цилиндров в шестидесятые годы прошлого столетия были новаторством, свежим инженерным решением. Подобная конструкция двигателя существует и по сегодняшний день – в ней только изменился объем цилиндров и добавились мелкие технические нюансы.
двигатель газ
Мотор на ГАЗ-53-12 — ЗМЗ-53, верхнеклапанный, имеющий алюминиевые блок и головку цилиндров. Распределитель и катушка зажигания довольно часто выходили из строя по причине конструктивных недочетов. До капитального ремонта машина успевала пройти 400 тысяч километров. Мотор особой экономичностью не отличался. Чтобы как-то исправить это, вместо однокамерного карбюратора позднее стали использовать двухкамерный.

ГАЗ-53 оснащен рессорной зависимой подвеской. На передней подвеске установлены телескопические амортизаторы. Руль не имеет гидроусилителя, из-за чего управлять таким автомобилем могли только физически крепкие люди. Для переключения передач нужно применить двойной выжим сцепления. В состав карданной передачи входят 2 вала, которые соединены между собой с помощью шарниров Гука.

двигатель 53

Несмотря на некоторые недочеты, ГАЗ-53 отличался простотой конструкций и пригодностью к ремонту, да и запчастей для этой автомашины всегда было достаточно.

Примером может мотор ЗМЗ 5234, устанавливаемый на автобус ПАЗ.

Характеристики ЗМЗ 53

  • Тип – 4-х тактный;
  • Число цилиндров – 8;
  • Степень сжатия – 7,6;
  • Тип применяемого бензина – А-76;
  • Диаметр поршня (стандартный размер) – 92 мм;
  • Ход поршня – 80 мм;
  • Диаметр коренных шеек коленчатого вала ¬– 70 мм;
  • Диаметр шатунных шеек коленчатого вала – 60 мм;
  • Объем цилиндров – 4,25 л;
  • Мощность, номинальное значение – 115 л. с.

Двигатель имеет жидкостное охлаждение. В советские времена в качестве охлаждающей жидкости почти всегда использовалась вода, а тосол или антифриз на грузовых автомобилях не применяли. технические  характеристики газ 53 В мороз приходилось после рабочей смены сливать воду из радиатора, а на следующий день с утра бегать с ведрами. С другой стороны, воду заливали горячую, и поэтому мотор быстро запускался в любой холод.

Так как в двигателе два ряда по 4 цилиндра, то и головок блока цилиндра (ГБЦ) тоже две. Блок ЗМЗ 53 отлит из алюминия, из этого же металла изготовлены и ГБЦ. Между головками расположен массивный впускной коллектор, по центру коллектора установлен карбюратор.

На первых моделях ГАЗ 53 был карбюратор марки К126Б, затем его заменили на К135 (в дальнейшем К135М).

Направление вращения коленчатого вала у двигателя правое, впрочем, как и всех автомобильных ДВС. Порядок работы цилиндров 15426378, зажигание электронное бесконтактное, с коммутаторным усилением искры на свечах зажигания. Первые модели «газона» (ГАЗ 53Ф и частично ГАЗ 53А) имели контактную систему.

Трансмиссия

Так как ГАЗ 53 является заднеприводным автомобилем, на его задней оси устанавливается ведущий задний мост. Мост приводится в движение от ДВС через коробку передач и карданный вал, а уже с моста движение передается на задние колеса. Сцепление необходимо для плавного переключения передач, без его нормальной работы передвигаться на авто будет проблематично.

Характеристики трансмиссии

  • Сцепление – сухое, с гидравлическим приводом, с одним ведущим и одним ведомым диском сцепления. Ведущим диском можно проводит регулировку выжима;
  • Коробка переключения передач (КПП) – механическая, синхронизированная на 3 и 4 передаче, имеет 4 ступени, 4 скорости вперед и одну назад;
  • Карданный вал составной, из двух валов и трех крестовин, крестовины имеют игольчатые наборные подшипники. Промежуточная опора вала крепится к раме автомобиля; карданный вал
  • Задний мост с гипоидной главной передачей, передаточное число главной пары 6,83. В мосту находится независимый дифференциал без блокировки шестерен, от него движение на колеса передается через полуоси.

Для переключения передач необходимо делать двойной выжим, так как первая и вторая передачи не синхронизированы. Прототипом КПП ГАЗ 53 является коробка газ 51, на которой синхронизаторы не устанавливались вовсе. В дальнейшем от них отказались и на модели 3307, да и на некоторых моделях ГАЗ 53 синхронизаторы не стоят.

Сцепление управляется гидравликой, в системе присутствуют главный и рабочий цилиндр. Помимо ведомого диска и корзины сцепления (ведущего диска) в выжиме сцепления еще участвует выжимной подшипник. Через гидравлический привод от педали сцепления выжим передается на вилку, та передвигает подшипник по фланцу КПП вперед.

газ 53 кпп

Пример КПП для грузовика ГАЗ 53

Выжимной подшипник надавливает на лапки (рычаги) корзины, и ведомый диск освобождается от жесткого соединения с двигателем. Двигатель с КПП в этот момент не имеет механической связи, появляется возможность плавно включить передачу.

Тормозная система

Тормозная система 53-его с гидравлическим приводом, в ней присутствуют два раздельных контура (отдельно на передние и задние колеса). Система стояночного тормоза механического типа, барабанный механизм установлен на заднем фланце коробки передач. На каждый контур системы есть свой вакуумный усилитель.

Электрическая часть и оптика

Электрическая схема автомобиля ГАЗ 53 работает от бортового напряжения 12 вольт, сама по себе очень простая и содержит только самые необходимые элементы для полноценного функционирования:

  • Аккумуляторная батарея, стандартной считается 6СТ-75, емкость 75 а/ч;
  • Автомобильная проводка;
  • Комбинация приборов в кабине;
  • Стартер; стартер газ 53
  • Генератор;
  • Мотор стеклоочистителя;
  • Мотор отопительной системы;
  • Элементы системы зажигания (трамблер, катушка зажигания, коммутатор).

Световых элементов в автомобиле тоже самый минимум:

  • Две передние круглые фары;
  • Два подфарника (габаритные огни);
  • Поворотные огни (2шт.);
  • Два задних фонаря; задние фонари газ 53
  • Салонный плафон.

Простота конструкции во многих случаях позволяет разобраться с проводами в машине даже водителям, далеким от «электрики». Да и целом автомобиль ГАЗ 53 прост и удобен в ремонте.

Отзывов (2)

  1. Ольга:

    У моего папы такой грузовик, до сих пор ездит.

  2. Алексей:

    Хорошая машина, первый автомобиль за руль которого я сел. Помню, как в детстве дед учил меня ездить на 53 газоне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *