Грузовые автомобили ГАЗ 51



Выпуск легендарного грузовика ГАЗ-51 происходил в пятидесятые—семидесятые годы прошлого столетия, эта машина стала легендой своего времени. За все время с поточной линии Горьковского автомобильного завода сошло около трех с половиной миллиона грузовиков. В последнее время эта модель уже практически не встречается на дорогах, но популярность ее достаточно велика.

прородитель газ 51

История появления ГАЗ-51

История создания легендарного грузовика начинается еще с довоенных времен. Не менее известная «полуторка» ГАЗ А-А к тому времени морально устарела и не отвечала предъявляемым требованиям.
ГАЗ-51 — советский грузовик, грузоподъемность которого составляет 2,5 тонн. Наиболее популярная модель грузовика, которая выпускалась в период с 1950 по 1970 г.

Первые образцы данного авто были разработаны еще перед началом Великой Отечественной войны, а серийное производство этого авто началось в 1946, сразу после ее окончания. Через 10 лет, в 1955 г. была разработана новая модернизированная модель данного авто — ГАЗ-51А, который с этого момента выпускался до 1975 года.

газ 51

Проектирование базовой версии данного авто, которая вначале носила название ГАЗ-11-51 началось задолго до войны, зимой 1937 года. Концепция нового авто была сформулирована предельно точно — требовалось разработать очень простой и надежный грузовой автомобиль, который был бы собран из лучших, по меркам тех времен, идеально обработанных и тщательно проверенных временем деталей.

газ 51

В июне 1938 было запущено производство узлов, а зимой 1939 года — их сборка. В мае этого же года новая модель автомобиля начала проходить дорожные испытания. Закончились они летом 1940 года. В то же время, первый опытный экземпляр машины был представлен на Всесоюзной выставке сельского хозяйства в Москве, в качестве одного из лучших образцов советской автомобильной промышленности.

image

Не устраивала грузоподъемность машины, надежность узлов и агрегатов. Двигатель от Газ М-1 тоже не дотягивал до нужного уровня. Необходимо было создать новый грузовой автомобиль – простой, и в тоже время надежный.

К разработке проекта приступили в 1937 году, в тоже время было принято решение о создании нового шестицилиндрового двигателя. Грузоподъемность новой грузовой машины планировалось увеличить до двух тонн.

С лета 1938 года стали производиться работы по изготовлению узлов для новой машины, а в майские дни 1939 года первую экспериментальную модель испытывали на полигоне.

Автомобилю вначале присвоили название, связанное с маркой нового 6-цилиндрового двигателя ГАЗ 11, модель имела индекс ГАЗ 11 51.

ГАЗ 11 51

Так выглядит модификация автомобиля ГАЗ 11 51

Испытания проводились вполне удачно, прототип будущего грузовика был показан разработчиками ГАЗ на московской выставке сельского хозяйства, проходившей в последний предвоенный год. Все шло к тому, чтобы запустить ГАЗ-51 в массовое производство, но в планы вмешалась война.

Испытания в дорожных условиях прошли успешно, что дало возможность заводу в 1941 году взяться за серьезную подготовку серийного выпуска ГАЗ-51, но этому помешало начало Великой Отечественной войны. Некоторые детали от данного автомобиля ( мотор, сцепление, КПП, карданные шарниры) к тому времени уже успешно производились заводом. В тот момент они нашли свое применение в других, более востребованных в то время машинах.

завод газ

Работа над серийным выпуском автомобиля возобновилась только в 1943 году. Динамичное развитие автомобильной техники в военные годы внесло свои изменения в конструкцию данного автомобиля. Ведущий конструктор завода, А.Д. Просвирнин полностью перекомпоновал и основательно доработал авто. После таких его действий от предварительно разработанной модели авто, которую планировалось выпускать еще в довоенное время, по сути, осталось только само название. Благодаря тому, что в военное время, у конструкторов накопился довольно серьезный опыт эксплуатации на боевых авто двигателей с шестью цилиндрами, они впоследствии смогли основательно доработать и максимально, на то время, усовершенствовать мотор, а также все обслуживающие системы.

image

К проекту был добавлен очень хорошо показавший себя во всемирной практике тормозной привод на гидравлике. Кроме того, конструкторы также разработали более современную и комфортную кабину для нового грузовика и изменили его облицовку. Увеличились и размеры шин, в пару раз повысилась его грузоподъемность — до наиболее оптимальных на тот момент 2,5 тонн. Также им удалось достигнуть до 80 процентов унификации с другой моделью авто, полноприводным его вариантом под названием ГАЗ-63. Последний проектировался параллельно с ГАЗ-51, прямо на соседних компоновочных щитах. Унификация по двигателю также остановилась на отметке 80 % с четырех-циллиндровым двигателем, разработанным для будущей «Победы».

Перспективный проект пришлось остановить, но к нему вернулись в 1943 году.

ГАЗ 63

Пример грузовика ГАЗ 63

На тот момент разработанные для нового «газончика» узлы (карданный вал, коробка переключения передач, детали сцепления) успешно применялись в военной технике и на других марках машин. Военное время внесло свои нужные поправки, что пошло на пользу разрабатываемому проекту. ГАЗ-51 существенно модернизировали, и от опытного образца мало что осталось.

В мае и сентябре 1944 года было построено еще 2 новые образца этого автомобиля, у которых было различное оформление передней части. Позже, в июне 1945 года были выпущены еще две новые модификации, теперь они были доработаны окончательно и стали предсерийными образцами. Уверенность в том, что новая конструкция получилась высококачественной, позволила заводу сразу же начать подготовку к его серийному выпуску.

салон газ 51

Так, в июне 1945, новый ГАЗ-51, а также другие новинки от советского производителя автомобилей, были представлены в Кремле. Все представленные авто получили полное одобрение от членов правительства.

Серийный выпуск машины начался очень быстро, сказывался опыт, полученный в военное время. Уже к окончанию 1945 года была выпущена первая установочная партия, в которую вошло около двух десятков машин. В следующем, 1946 году, еще до официального завершения тестов, вся страна получила уже 3136 грузовиков новейшего поколения.

габариты газ 51

чертеж с габаритами автомобиля ГАЗ 51

В принципе, можно сказать, что автомобиль получился очень удачным и предельно простым. Пожалуй, в первый раз в СССР была успешно решена задача создания авто с по-настоящему добротной конструкцией, у которого все агрегаты и узлы были равны по прочности.

В новом варианте появились следующие изменения:

  • Был значительно усовершенствован двигатель и навесное оборудование;
  • Грузоподъемность увеличена до двух с половиной тонн;
  • Применена тормозная система гидравлического типа, она стала намного эффективнее механических тормозов;
  • Новая кабина приобрела современные по тем годам очертания, видоизменилась облицовка;
  • Увеличился радиус колес.

Так как параллельно разрабатывался полноприводный вариант грузового автомобиля ГАЗ-63, конструкторы постарались унифицировать детали обеих новых моделей, и это им удалось сделать – 80% запасных частей ГАЗ-52 и ГАЗ-63 были взаимозаменяемы.

грузовой ГАЗ-52

Грузовик для перевозке мебели на базе ГАЗ-52

В 1944 поиск оптимальных конструкторских решений продолжился, и создатели «пятьдесят первого» предложили два образца с разными вариантами капота, 1945 году – еще две доработанные версии с видоизмененной кабиной. Военное время научило работать быстро и качественно, поэтому работа по подготовке новой модели продвигалась быстро. Уже в июне 1945 года новый проект был одобрен советским руководством и заслужил высокие оценки.

К концу 1945 года первые двадцать грузовиков сошли с производственной линии Горьковского автозавода, а в 1946 году страна получила еще более трех тысяч автомобилей, даже не глядя на тот факт, что окончательные испытания еще не были завершены.

На основе «пятьдесят первого» грузовика была создано масса всевозможных модификаций.

тюнинг газ 51

Вариант тюнинга грузовика ГАЗ 51

Грузовик стал до такой степени популярен, что по лицензии его сборка осуществлялась в Польской Народной республике, КНР и в Северной Корее. Пятьдесят первый «Газон» делали на экспорт, отправляя машины в африканские и азиатские страны. В Венгерской Народной республике, восточной Германии и Финляндии тоже прижились легендарные грузовики.

Помимо Горьковского автозавода, в СССР выпуск «пятьдесят первого» был отлажен в Одессе и Иркутске, правда, на Иркутском автозаводе автомобиль собирали недолго – в 1950 году открыли его производство, а уже в 1952 году иркутских заводчан решили перепрофилировать на выпуск радиоприемников.

Свое существование в качестве серийного грузовика на заводской линии ГАЗ «пятьдесят первая» модель прекратила 02.04.1975 года, марка просуществовала чуть ли не 30 лет.

самосвал газ 51

Самосвал на базе автомобиля ГАЗ 51

В российском автомобилестроении трудно найти более удачную модель, и этим Горьковский автомобильный завод может по праву гордиться.

Технические характеристики первых моделей Газ 51

  • Тип авто — Самосвал ;
  • Колесная формула — 4×2;
  • Полная масса авто, кг — 2710;
  • Полная масса автопоезда, кг — 7500;
  • Допустимая нагрузка на переднюю ось , кг — 1610;
  • Допустимая нагрузка на заднюю ось , кг — 3760;
  • Грузоподъемность, кг — 2500;
  • Площадь платформы, м2 — нет данных;
  • Объем платформы, м3 — нет данных;
  • Масса снаряженного авто, кг — 2710;
  • Максимальная скорсть (км/ч) — 70;
  • Двигатель ГАЗ-51 карбюраторный, 2800 оборотов-мин;
  • Мощность двигателя (л.с.) — 70;
  • Коробка передач — Механическая;
  • Число передач — 4;
  • Передаточное число ведущих мостов — нет данных;
  • Подвеска — рессорная;
  • Размер шин — 7.50—20;
  • Топливный бак — 90;
  • Кабина — Двухместная, капотной компоновки.
габариты газ 51

Габаритные размеры грузовика ГАЗ 51

Модификации ГАЗ-51

На основе базовой модели ГАЗ-51 было создано множество различных модификаций. Выпускались фургоны, самосвалы, автобусы, автоцистерны, различная специальная техника. Грузовики имели свою комплектацию для эксплуатации машин в жарких климатических условиях. Поставлялись «Газоны» и для Советской армии, экспортировались в страны с умеренным климатом. Была и пожарная техника, выпускались почтовые фургоны, автовышки. Производились автомобили, которые могла работать на природном или нефтяном газе.

Вот некоторые основные модификации, созданные на базе ГАЗ-51:

  • ГАЗ 51А. Усовершенствованный вариант базовой модели. Самое главное отличие – грузовая платформа увеличенных размеров. Производился с 1955 года и до окончания выпуска серийной модели; ГАЗ 51 А
  • ГАЗ-63. Полноприводная версия с колесной формулой 4х4. В массовом производстве просуществовала с 1948 по 1968 год. Грузоподъемность две тонны;
  • ГАЗ 51 Н. Армейская версия грузовика. «Армеец» имел решетчатый деревянный кузов, дополнительно оснащался бензиновым баком емкостью сто пять литров. Установленные высокие борта и откидные сиденья в виде скамеек разрешали перевозить одновременно до 12 человек. Кузов накрывался сверху тентом;
  • ГАЗ-93. Самосвал с рамой, короче стандартного варианта (грузоподъемность 2,25т). Выпуск модификации с 1948 по 1955 год;
  • ГАЗ 51Б & ГАЗ 51Ж. Модификации, оснащенные газобаллонным оборудованием. Партия таких автомобилей была небольшая, в сумме было выпущено чуть более 12 тыс. экземпляров;
  • ГАЗ 51Ю. Модель, специально разработанная для стран с жарким тропическим климатом; грузовик ГАЗ 51 Ю
  • ГАЗ 51С. Модель с двумя бензиновыми баками. Основной бензобак имеет емкость 90 литров, дополнительный – объем 105 литров. В разработке ГАЗ 51СЭ плюсом установлено электрооборудование, экранированное от возникновения различных помех;
  • ГАЗ 51Р. Такси для перевозки грузов и пассажиров, оборудовано скамейками;
  • ГАЗ 51Т. Такси только для перевозки грузов. Перевозка пассажиров в кузове не предусмотрена;
  • ГАЗ 51Д. На базе шасси 51 производились самосвалы. Производство освоили в 1958 году, закончился выпуск вместе с завершением производства самой серии 51;
  • ПАЗ 651 & КАВЗ 651А. Создаваемые на шасси ГАЗ 51 автобусы;
  • ПАЗ 653 & ГЗА 653. Автомобили скорой медицинской помощи Горьковского и Павловского заводов;
  • ГАЗ 51П. Эта модификация разработана как седельный тягач, он производился с 1956 года и до окончания выпуска «пятьдесят первого».

Технические характеристики

В течение всех проводимых модернизаций собственная масса ГАЗ 51 постепенно уменьшалась, и в конечном итоге стала немногим больше грузоподъемности. Также совершенствовалась кабина – первые послевоенные годы она была преимущественно деревянной. Но производство металла в стране постепенно налаживалось, и ближе к 1950 году облицовка ГАЗ 51 стала комбинированной, еще позднее кабину выпускалась уже только цельнометаллическая.

Кабины опытных довоенных образцов кабины ГАЗ 51 внешним видом больше напоминали легковые автомобили тех годов. Но перед тем, как запустить грузовик в серию, дизайн кабины изменили – она стала напоминать «Студебекер», но только в уменьшенном виде. Начиная с 1956 года, салон автомобиля сделали отапливаемым, до этого печкой ГАЗ 51 не оборудовался.

печка газ 51

Так выглядит печка для автомобиля газ 41

ГАЗ 51 имел следующие технические характеристики:

  • Кабина – металлическая штампованная с закругленными формами;
  • Количество мест в кабине – 2;
  • Масса полностью снаряженного автомобиля – 2710 кг;
  • Грузоподъемность – 2,5 тонны;
  • Привод колес – задний (4х2);
  • Предельно разрешенная скорость – 70 км/ч;
  • Максимально допустимые обороты коленвала – 2800 оборотов в минуту;
  • Коробка переключения передач – механическая 4-ступенчатая, несинхронизированная;
  • Главная передача – тип конический;
  • Объем двигателя – 3,485 л;
  • Количество цилиндров в двигателе – 6;
  • Расположение клапанов в ДВС – нижнее, в блоке цилиндров;
  • Степень сжатия (с алюминиевой головкой блока цилиндров) – 6,2;
  • Дорожный просвет – 24,5 см;
  • Расход топлива 20 литров на 100 км пробега (возможно, это заниженные данные).
характеристики газ 51

Технические характеристики грузовика ГАЗ 51

Детали, узлы и агрегаты

На первых серийных автомобилях послевоенного выпуска крыша кабины и дверные проемы обшивались деревом, сверху обивались фанерой и брезентом. Из металла были каркасы дверей и салонного корпуса. Подножки тоже были из дерева долгое время, только после 1955 года металл появился во всех деталях кабины.

Ветровое стекло состояло из двух частей – половинки разделяла железная стойка. Стекла могли подниматься для обдува пассажиров почти до горизонтального положения. Особенно такая функция пригодилась для работы машин на целине, где было жарко. С водительской стороны устанавливался стеклоочиститель, со стороны пассажира чистка стекла не предусматривалась.

ветровое стекло

Ветровое стекло грузовика газ 51

Бензиновый бак на первых выпусках модели 51 имел объем 105 литров, но затем его уменьшили до 90 литров. Сначала бензобак находился снаружи, затем его убрали под водительское сиденье. Заливная горловина стала располагаться сзади двери водителя.

Двигатель развивал мощность 70 л. с. на 2800 оборотах коленвала в минуту. Он мог развить и большую мощность, но ограничитель оборотов не позволял этого сделать. Ограничение сделали не зря – двигатель плохо переносил увеличенную нагрузку ни низших передачах и начинал стучать.

Рама представляла собой конструкцию, напоминающую лестницу – два длинных лонжерона соединялись между собой с помощью пяти поперечных балок. На раме крепилась кабина и кузов, подвеска и силовой агрегат. Платформа кузова соединялась с рамой при помощи стремянок. кузов ГАЗ 51 Для того, чтобы перевозить габаритные легкие грузы, в бортовом каркасе кузова предусмотрели специальные гнезда для наращивания бортов.

Модернизированный вариант 51А, выпуск которого начали в 1955 году, имел увеличенную в размерах платформу.

У платформы откидывались по бокам борта, также откидным был и задний борт.

Электрооборудование работало от двух аккумуляторных батарей напряжением 6 вольт. Источником вырабатывания постоянного тока служил генератор, имевший мощность 225 ватт. На комбинации приборов прямоугольной формы находился спидометр, датчик давления масла, указатель температуры воды, амперметр и даже часы.

торпеда газ 51

Так выглядит водительская панель автомобиля Газ 51

Сами приборы были стрелочными и имели круглую форму

Первые модели ГАЗ 51 стальные колесные диски с двумя отверстиями. Позднее на автомобиле стали устанавливать диски с шестью отверстиями. Такая модернизация позволили сделать колеса более легкими.

«Газон» имел ручной и ножной тормоз. Ручной тормоз представлял собой механизм барабанного типа с тормозными колодками, который находился между коробкой передач и карданным валом. Управлялся механизм рычагом, находящимся в кабине. На конце рычага находилась фиксирующая кнопка.

Модификация ГАЗ 63

Автомобиль ГАЗ 63 является полноприводной версией ГАЗ 51, от базовой модели у него имеются следующие основные отличия:

  • Вместо передней балки установлен мост с гипоидной передачей;
  • Присутствует раздаточная коробка;
  • Имеется два карданных вала – на оба ведущих моста;
  • На задней подвеске устанавливаются два колеса (на модели 51 четыре задних колеса – по два с каждой стороны).

Испытания «шестьдесят третьего» начали проводить с 1939 года, экспериментальные образцы шли до 1948 года. Серийно внедорожник выпускался с 1948 по 1968 год, автозавод за весь период произвел около 475 тысяч полноприводных автомобилей.

газ 63

Пример армейского грузовика Газ 63 с кунгом

У авто ГАЗ 63 был увеличен дорожный просвет до 275 мм, односкатная конструкция задней подвески позволила увеличить проходимость машины.
По шоссейным дорогам грузоподъемность автомобиля 2 тонны, по грунтовым дорогам не рекомендовалось нагружать машину весом более 1,5 тонны. Расход топлива по техническим характеристикам составляет 25 литров на 100 км. «Шестьдесят третий» считается полноценным внедорожником, способным преодолевать снежную целину и болотистую местность. Модификация внедорожника газ 63 Добротная продуманная конструкция ГАЗ 51 была по достоинству оценена не только в СССР, но и во всем мире. Модель не производится уже четыре десятилетия, но некоторые экземпляры авто до сих пор еще на ходу и трудятся на дорогах нашей страны. В свое время создатели грузовика славно потрудились, и они могут по праву гордиться столь удачной конструкцией.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *