Карбюратор ГАЗ 52 считается устаревшим агрегатом, хотя и по сей день встречается на различных грузовых автомобилях либо вилочных погрузчиках, где установлен двигатель старого образца ЗМЗ-53 и ЗМЗ-53-11. В качестве примеров таких машин можно привести знаменитый ГАЗ 66 и автобусы ПАЗ. Поскольку в эксплуатации находится еще немалое количество таких авто, то и вопросы по ремонту системы подачи топлива не теряют актуальности.
Конструкция агрегата
Совместно с шестицилиндровыми бензиновыми двигателями ЗМЗ-53 применяются карбюраторы серии К-126 с различными буквенными индексами. На автомобили с обновленным мотором ЗМЗ-53-11 начали устанавливать другую версию карбюраторов — К-135.
Их устройство практически идентично предшественникам К-126 за исключением нескольких дополнений, поэтому конструкцию и работу агрегата стоит рассматривать на примере 126-й серии.
Заводом-изготовителем знаменитых серий К-126 и К-135 является предприятие «Петербургские карбюраторы», сокращенно — «ПеКар». Одна важная особенность: изделия имеют двухкамерное устройство, но при этом камеры не различаются на первичную и вторичную, поскольку работают синхронно.
Этому способствуют дроссельные заслонки, насаженные на общую ось, проходящую вдоль, а не поперек корпуса, как у других моделей. Каждая камера обслуживает 3 цилиндра двигателя ЗМЗ-53 и имеет одинаковую пропускную способность для подачи горючего. То есть топливный агрегат представляет собой 2 одинаковых карбюратора, размещенных в одном корпусе и оснащенных некоторыми общими органами, например, поплавковой камерой.
Как и любой узел, предназначенный для дозирования топлива с помощью разрежения от двигателя, 126 серия имеет следующие основные системы:
- главную дозирующую;
- каналы холостого хода;
- обеспечивающие плавный переход на разные режимы работы;
- насос-ускоритель;
- принудительного обогащения смеси, реализуемого с помощью эконостата;
- холодного пуска двигателя;
- ограничитель оборотов коленвала.
Чтобы понимать принцип действия карбюратора ГАЗ 52, стоит рассмотреть работу всех перечисленных систем.
Вернуться к оглавлениюПринцип работы систем К-126
Главная дозирующая система предназначена для смешивания топлива с воздухом в определенных пропорциях и подачи ее во впускной коллектор двигателя в режиме движения (основной нагрузки). В карбюраторах К-126 таких систем 2 и они абсолютно одинаковы. Обе питаются горючим из общей поплавковой камеры, где уровень бензина поддерживается нажимным игольчатым клапаном. Дозирование производится согласно принципу карбюрации, то есть всасывания топливовоздушной смеси в цилиндры за счет разрежения.
Алгоритм работы системы такой:
- Бензин, проходя через калиброванные отверстия главных топливных жиклеров, поступает в камеру смешивания.
- Туда же попадает отфильтрованный воздух, пропущенный сквозь главный воздушный жиклер.
- В камере образуется топливовоздушная смесь, подаваемая через распылители диффузоров в обе камеры агрегата.
- Количество смеси зависит от угла раскрытия дроссельных заслонок, связанных с педалью газа. Чем больше открываются заслонки, тем сильнее возникает разрежение, вытягивающее большее количество горючего. Таким способом двигатель наращивает обороты и развивает полную мощность.
Параллельно с главной дозирующей функционирует система холостого хода, коих тоже 2. Принцип работы такой же, только топливовоздушная смесь втягивается в небольших количествах через сеть каналов, где встроены малые жиклеры холостого хода. Первый выход канала в виде щели находится в стенке диффузора под дроссельной заслонкой, второй — в бензиновой камере. Благодаря этому работа системы не зависит от положения заслонки, так как горючее всасывается через щель под ней.
Так мотор автомобиля работает на холостом ходу, хотя система продолжает действовать и при нагрузке. Для обогащения или обеднения смеси в канале установлен регулировочный винт. Второй винт, регулирующий количество топлива, механически приоткрывает заслонку, таким способом увеличивая проходное сечение щели.
Чтобы происходил плавный переход с холостого хода на основной режим и обратно, в стенках над заслонками сделано несколько отверстий переходной системы. Чем больше открывается дроссель, тем сильнее становится разрежение, вытягивая горючее через эти отверстия и не давая мотору заглохнуть. При резком нажатии на акселератор в действие вступает насос-ускоритель, подающий струю чистого бензина прямо в коллектор, чтобы не возникали «провалы». Чтобы в отдельные моменты двигатель мог развивать полную мощность, в помощь основной системе дозировки в карбюраторе применен эконостат.
Его клапан срабатывает при нагрузках, близких к максимальным, и направляет дополнительное количество горючей смеси в цилиндры через отдельное отверстие.
Задачу пуска холодного двигателя решает соответствующая система (на жаргоне — подсос), перекрывающая в этот момент подачу воздуха. Топливовоздушная смесь обогащается до максимума, и мотор запускается, после чего путь воздушному потоку автоматически приоткрывается, чтобы двигатель не заглох от излишнего обогащения. Система приводится в действие водителем вручную.
Чтобы двигатель грузовика ГАЗ 52 не перегревался при больших нагрузках, конструкторам пришлось поставить на карбюратор ограничитель оборотов коленчатого вала. Он принудительно закрывает дроссельные заслонки в том случае, когда обороты двигателя приближаются к максимально допустимым. Этим занимается специальный мембранный привод, связанный с дросселем механически и реагирующий на слишком высокое разрежение. Как бы ни старался водитель выжать из мотора максимум, 126-й карбюратор с ограничителем не даст ему этого сделать.
Возможные неисправности
По большей части карбюраторы серий К-126 и К-135 отслужили свой срок эксплуатации, поэтому иногда проще купить и поставить новый агрегат, чем пытаться привести в чувство старый. Также можно приобрести карбюраторы, бывшие в употреблении, но еще в довольно приличном состоянии.
Цена нового карбюратора колеблется в диапазоне 4500-5000 руб., агрегат с пробегом обойдется на 30-60% дешевле в зависимости от степени износа.
Главная неисправность, присущая карбюраторам любых моделей, — это передозировка бензина, отчего резко возрастает расход топлива. Неполадки могут сопровождаться нестабильной работой при нагрузке и на холостых оборотах, внезапных провалах и «троением» двигателя. Причин этому существует очень много, но чаще всего случаются такие неприятности:
- Потерял герметичность игольчатый клапан или поплавок наполнен бензином. Тогда уровень топлива в отсеке будет слишком высоким, отчего оно потечет в коллектор самопроизвольно.
- Появление «провалов» связано с поломкой насоса-ускорителя или засорением переходных отверстий. В насосе обычно изнашивается мембрана, подающая горючее к распылителю.
- Засоры воздушных каналов и жиклеров приводят к излишнему обогащению горючей смеси.
- Заслонки дросселей истерлись по краям и перестали перекрывать проем. За счет разрежения двигатель начинает вытягивать топливо прямо сквозь эти просветы.
- То же происходит при люфте на оси дроссельных заслонок.
При ремонте и очистке карбюратора крайне нежелательно менять «родные» жиклеры на изделия, продающиеся в ремкомплектах. Дело в том, что жиклеры не изнашиваются, если только не повредить их механически, а изделия из торговой сети часто не соответствуют по пропускной способности. Правильный подход — это произвести очистку калиброванных отверстий деревянной палочкой и установить старые жиклеры на место.