Лебедка на ГАЗ-66



Механическая лебедка ГАЗ 66 устанавливалась не на всех модификациях этого грузового автомобиля. Штатно была предусмотрена лебедка на моделях ГАЗ 66 02, ГАЗ 66 05, ГАЗ 66 12, ГАЗ 66 15. Оборудование рассчитано на самовытаскивание транспортного средства, застрявшего в сложных дорожных условиях.

лебедка газ 66

Пример лебедки на внедорожнике газ 66

Технические характеристики лебедки

Механическая лебедка является надежным узлом и практически не подвержена поломкам. Самым уязвимым местом устройства считается трос.

ГАЗ 66 лебедка

Так выглядит лебедка для Шишиги

И то он рвется лишь в том случае, когда предельно допустимая нагрузка превышается более чем в два раза. Лебедка ГАЗ 66 не боится воды и грязи, и ее можно использовать практически в любых условиях. Тяговое устройство следует использовать по назначению – оно не предназначено для поднятия тяжестей.

Технические характеристики:

  • Максимальная нагрузка – 4,5 тонны (на размотанном тросе);
  • Тяговое усилие на тросе в смотанном состоянии – 3 тонны;
  • Передаточное число – 1:24;
  • Длина троса – 50 метров;
  • Диаметр троса – 14 мм (диаметр может отличаться);
  • Привод лебедки – от коробки отбора мощности;
  • Управление – рычагом из кабины;
  • Вес механизма – 120 кг.

Лебедка крепится на раме автомобиля (на передней части) и через карданный вал и мост газ 66 приводится в движение от коробки отбора мощности (КОМ).

коробка отбора мощности

Коробка отбора мощности автомобиля ГАЗ 66

КОМ крепится на раздаточной коробке ГАЗ 66. Помимо «шестьдесят шестого», штатную лебедку можно установить и на другие машины без какой-либо доработки: ГАЗ 3309, ГАЗ 3308 «Садко». Механизм устанавливается на автомобили в горизонтальном положении.

Устройство лебедки ГАЗ 66

Принципиальная схема лебедки практически ничем не отличается от любого подобного устройства механического действия. Наматывание и сматывание троса происходит только на работающем двигателе автомобиля. Но скорость работы таких лебедок выше, чем у механизмов с электрическим приводом.

Механизм устройства состоит из следующих деталей:

  • Барабан, на который наматывается трос;
  • Корпус передаточного механизма;
  • Червячная пара с передаточным числом 1:24 (вал и шестерня);
  • Система автоматического тормоза;
    тормоза газ 66

    схема устройства системы автоматического тормоза

  • Кулачковая муфта с вилкой включения;
  • Предохранительный палец;
  • Трос.

Передаточный механизм лебедки очень напоминает устройство рулевого редуктора автомобиля. Также в картер механизма заливается масло для смазывания трущихся работающих деталей (червячной пары).

При срезании предохранительного пальца автоматический тормоз препятствует вращению барабана, тем самым предохраняя лебедку от поломки.

Категорически запрещено пользоваться самодельными предметами типа «болт» вместо срезанного предохранительного пальца.

Палец рассчитан на определенную нагрузку, а другой предмет может оказаться прочнее. И тогда выход из строя неизбежен.

Не допускается полное сматывание троса, нужно оставлять на барабане не менее трех или четырех витков. При полном сматывании возрастает нагрузка на крепление троса к барабану, и в этом месте может произойти обрыв.

задняя лебедка

Расположение и крепления задней лебедки на газ 66

Трос необходимо разматывать ручным способом.

КОМ управляется из кабины автомобиля с помощью рычага. Для предотвращения случайного включения коробки отбора мощности на рычаге есть специальная откидная «собачка». Не отжав эту петлю, рычаг переключить будет невозможно.

Техническое обслуживание

Чтобы лебедка служила долго без поломок, необходимо периодически проводить профилактику устройству:

  • Смазывать трос моторным, трансмиссионным или другим жидким маслом;
  • Регулировать тормоз. Регулировка должна предусматривать сматывание торса без его ослабевания на барабане;
  • При замасливании тормоза необходимо разобрать механизм и протереть трущиеся части колодок;
  • Проверять надежность крепления лебедки к раме.

Возможные неисправности

При пользовании лебедкой возможно возникновение ситуации, когда устройство перестает работать или работает не должным образом.
Вот несколько типичных примеров, которые стоит рассмотреть:

  1. КОМ работает и вращается карданный вал. При этом барабан лебедки остается без движения. В таком случае может быть срезан предохранительный палец. Необходимо немедленно отключить КОМ и произвести замену срезанного пальца.
  2. Намотка троса лебедки происходит неравномерно, трос наматывается внахлест. Может износиться направляющий ролик, или один из роликов не крутится. Ролик можно попробовать смазать, если проблема не устранена, то ролик подлежит замене.
  3. Предохранительный палец срезается даже при малых нагрузках. При этом идет значительный нагрев деталей редуктора. Может быть изношен передаточный механизм. Следует разобрать устройство, заменить шестерню и вал.
    схема лебедки

    Схема устройства лебедки с редуктором

  4. Тормоз не работает должным образом. Может быть, просто не отрегулирован тормозной механизм, но не исключено замасливание и износ тормозной ленты. Необходимо произвести регулировку, а при изношенности деталей произвести их замену.

Преимущества и недостатки механической лебедки

К преимуществам механических лебедок можно отнести:

  • Высокая надежность;
  • Простота устройства;
  • Высокая стойкость к грязи и влаге;
  • Относительно невысокая стоимость.
  • Механические лебедки появились раньше гидравлических и электрических тяговых устройств и уже проверены временем. Но минусы все же есть:

    • Без наличия привода в виде коробки отбора мощности и карданного вала использование такого устройства невозможно;
    • Для работы устройства необходимо чтобы двигатель автомобиля был обязательно в заведенном состоянии.
    механическая лебедка ГАЗ 66

    Механическая лебедка газ 66 в разобранном виде

    Использование лебедок других типов на автомобиле ГАЗ 66

    Не всех владельцев автомобилей ГАЗ 66 устраивает тяговое усилие штатной лебедки, некоторые обладатели внедорожника хотят установить устройство мощнее. С небольшими переделками можно установить тяговый механизм ЗИЛ 131. Тяговое усилие лебедки 5 тонн, рабочая длина троса 65 метров, общая длина составляет 72 м. У этого устройства и выше передаточное число (1:31).

    Есть умельцы, устанавливают на ГАЗ 66 электрические лебедки китайского производителя Come-UP. Модель Come Up Winch 12000 рассчитана на тяговое усилие ~5,5 тонны, вес существенно меньше штатной модели ГАЗ 66 (67 кг против 120 кг). Работает лебедка от напряжения 12 вольт.

    Также возможна установка лебедки от БТР 80. У нее тяговое усилие еще больше (6 тонн), передаточное число 1:26. Вес устройства 80 кг (без троса).

    Цена лебедки

    Лебедки ГАЗ 66 часто можно встретить в продаже, как правило, механизмы б/у продаются в хорошем состоянии, либо практические новые газ 66 с военной консервации. Цены находятся в пределах от 20000 до 50000 рублей в среднем. Новый штатный трос с крюком может обойтись приблизительно в 4 тысячи рублей. Лебедку электрическую COME UP DV-12000 новую можно купить в пределах 40 тыс. руб. дешевле обойдется лебедка от авто ЗИЛ 131, ее по объявлениям продают от 10 до 25 тысяч рублей. Цена зависит от состояния, региона и от продавца.

    Аренда полноприводного грузовика с лебедкой

    Для охотников, рыболовов, любителей путешествий по таежным и другим местам частные компании предлагают в аренду автомобили ГАЗ 66 и ГАЗ 3308 «Садко», оборудованные лебедкой и КУНГом со всеми условиями для комфортного проживания.

    газ 3308 «Садко»

    Внешний вид военного грузовика газ 3308 «Садко»

    Предлагается не только сами машины, но и услуги профессионального экипажа. Но арендуются ГАЗ 66 не только для развлечений, порой рабочих на вахту возможно доставить только с помощью автомобилей высокой проходимости. Другим транспортом доставку осуществить не получается.



2 комментария

  1. Артур says:

    Нужно 2 шт. лебедки на газ-66.

  2. Арсен says:

    Перезвоните, пожалуйста. Тел.: 89200003003.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *