Волга ГАЗ-3101


ГАЗ «Волгу» 3101, пожалуй, можно назвать самой загадочной машиной в истории Горьковского автозавода. Ее разработка началась еще в конце 60-х и изначально была направлена на улучшение модельного ряда автомобилей для серийного выпуска, однако в реальности все сложилось по-другому.

ГАЗ 3101

Модель 3101 не стала массовым вариантом, она приобрела совершенно иные качества, ее модификации выпускались заводом практически в единичных экземплярах вплоть до 1986 года. ГАЗ-3101 «Волга» стала лучшей «догонялкой» тех времен, ходовые качества которой способны поразить знатоков даже сейчас.

История создания ГАЗ-3101

Концептуальная идеология ГАЗ в конце 60-х требовала разработки нового автомобиля, который бы отличался по своим техническим характеристикам, однако сохранял бы кузовное строения серийного ГАЗ-24.


Машина должна была соответствовать нескольким условия:

  • Быть перспективной заменой 24 «Волги», но с улучшенными ходовыми качествами, а также увеличенной мощностью.
  • Иметь высокие показатели потребительского комфорта, которые пришлись бы по вкусу как соотечественникам, так и иностранным покупателям.
  • Сочетать в себе низкую себестоимость автомобиля массового производства с характеристиками машины представительского класса.

Салон ГАЗ 3101

Несмотря на жесткие требования и ограничения, разработчики достойно выполнили свою задачу, и в 1973 году появился опытный образец нового ГАЗ-3101. Символичным было то, что эта модель не только стала первой машиной нового класса легковых автомобилей, но первая получила свой номер по единой отраслевой классификации.

Среди общих ее особенностей можно выделить следующие отличительные черты:

  • Шестицилиндровый силовой агрегат объемом 2990 куб. см; данным мотором планировалось оснащать 24 «Волги», однако он был исключен при серийной сборке.
  • Автоматическая коробка передач, которая также была заморожена на серийной 24.

Двигатель ГАЗ 3101

  • Тормозная система последнего поколения, выпущенная по лицензии английской фирмы.
  • Передние фары с применением оптических блоков, также изготовляемых лицензионным способом.
  • Форма кузова, выполненная с использованием штампов все той же двадцать четвертой, приобрела более квадратные очертания, позаимствованные у представительской «Чайки» по указаниям «сверху».

  • Усиленные линии деформации, которые соответствовали мировым стандартам относительно пассивной безопасности.
  • Использование хромированных деталей придавало автомобилю строгий и стильный внешний вид.
  • Комфортный салон, оборудованный новым поколением ортопедических кресел, травмобезопасной панелью управления и другими элементами для дополнительного удобства водителя и пассажиров.
Читайте также
Автомобиль Волга ГАЗ-23

Гидроусилитель, стеклоподъемник и кондиционер в элитных комплектациях.

Однако реализовать проект в массовом производстве так и не удалось. Отрицательно сказались следующие моменты:

Мировой энергетический кризис 1973 года, который свел на нет надежды завода на широкий экспорт автомобиля. Удорожание топлива и общее снижение спроса на технику сделали «Волгу» 3101 с ее значительным топливопотреблением абсолютно не конкурентоспособной на западных рынках.

Внутренняя политика Минавтопрома, лоббирующая интересы Тольяттинского автозавода, поставила ГАЗ в довольно жесткие финансовые условия, и о замене «Волги» 24 новой улучшенной моделью пришлось забыть.

Невзирая на непреодолимые препятствия, работа над «Волгой» 3101 была продолжена, хотя в большей мере была экспериментальной. Инженеры завода старались улучшить модель как по ходовым показателям, так и в плане дополнительных возможностей и комфорта, искренне веря, что рано или поздно машина будет выпускаться серийно.

Новая жизнь ГАЗ-3101

Поскольку разработка нового ГАЗ-3101 велась довольно длительное время, модель получилась вполне уникальной и перспективной. В ней было реализовано множество инновационных решений, которые устраняли имеющиеся в 24 «Волге» недостатки и обеспечивали значительное улучшение ходовых качеств и эксплуатационной надежности автомобиля.

Снизившийся спрос на крупнолитражные машины вынудил отказаться от перспективного шестицилиндрового мотора и вернуться на стандартный вариант двигателя, доработке которого уделялось первостепенное значение.

Надо отметить, что эксперименты давали хорошие результаты. Автомобиль действительно был классом выше существующих отечественных машин и вполне соотносился по характеристикам с импортными моделями.

Вскоре появился и реальный заказчик на автомобили подобного класса. Так родилась модификация 3102, изготовленная по специальному заказу ЦК и спецслужб. Эта машина стала очередной «догонялкой», пришедшей на смену спецавтомобилю «Волга» 23, и выпускалась мелкими партиями в различных комплектациях плоть до 2009 года.

ГАЗ 3102

Внешний вид ГАЗ-3102

Это определило дальнейший путь технической модернизации ГАЗ-3101.

Инновации в разработке ГАЗ-3101

Усовершенствование существующей на тот момент комплектации «Волги» 3101 велось по двум направлениям:

  • Официальное создание автомобиля ГАЗ-3102 для ЦК и спецслужб.

  • Доработка «Волги» 3101 до машины специального назначения с более продвинутыми техническими характеристиками.

В процессе обновления модели были внесены технические изменения основных узлов, основанные на коренной перестройке технологических процессов.

Двигатель

Отказавшись от использования шестицилиндрового мотора, на автомобиль установили новый силовой агрегат ЗМЗ-4022.10. Его особенности:

  • Форкамерно-факельное зажигание с применением ЛАГ-процессов (лавинной активации горения).
  • Разделенная на две части камера сгорания (с выделенной форкамерой) с перепускным механизмом и дополнительным капиллярным питанием.
Читайте также
Внедорожники ГАЗ

 

  • 12-клапанная головка блока цилиндров с отдельными клапанами для форкамеры.
  • 3-камерный карбюратор для дополнительной подачи топлива в форкамеру.
  • Применение ступенчатой системы впуска воздуха, которая обеспечивала его подачу в обход карбюратора и регулировалась двумя электромагнитными клапанами.
  • Улучшенная система охлаждения с увеличенным трехсекционным радиатором.

  • Использование нового сплава, более устойчивого к нагрузкам.
  • Все это обеспечивало следующие преимущества:
  • Полное сгорание топливной смеси за счет ее поджигания раскаленным факелом.
  • Снижение количества нагара на внутренних поверхностях камеры сгорания.
  • Увеличение мощности автомобиля более чем на 10 %.
  • Уменьшение времени разгона.

  • Исключения провалов педали газа.
  • Снижение расхода топлива на 50 %.

Характеристики нового двигателя были особенно актуальны в связи с планируемым применением новых модификаций «Волги» 3101.

Трансмиссия

Автоматическая коробка передач так и не прижилась в новой версии модели 3101, несмотря на то, что ее использование было бы более целесообразным в сочетании с мотором ЗМЗ-4022.10. В реальности была использована механическая четырехступенчатая трансмиссия, устанавливаемая на 24 «Волгу».

Однако изменения все же были внесены, в том числе:

  • Уменьшение передаточного числа главной пары до 3,9 обеспечило увеличение хода верхних передач и увеличение скорости.
  • Установленная дополнительная эластичная муфта в хвостовике карданного вала позволила увеличить срок службы модуля, а также исключить появление вибраций.

Автоматическая трансмиссия в дальнейшем использовалась в некоторых эксклюзивных вариантах «Волги» 3101, что значительно улучшало скоростные характеристики машины.

Шасси

К сожалению, основные узлы подвески не претерпели существенных изменений, но даже внесение незначительных модификаций улучшило управляемость автомобиля. Однако тормозная система была изменена коренным образом. Среди новшеств этих узлов можно выделить следующие моменты:

  • Изменения на 4–6 градусов наклона шкворневых опор улучшили горизонтальный наклон автомобиля в поворотах, что обеспечило большую его устойчивость.

  • Уменьшение дорожного просвета и увеличение колеи положительного вылета в сочетании с новыми шинами 205/70R14 улучшили аэродинамику машины.
  • Произведена замена конструкции стояночного тормоза на тросовый привод, что явилось более безопасным решением.
  • Разделение бачков жидкостей сцепления и тормозов, а также дополнительно установленные гидровакуумный усилитель и регулятор напряжения кардинально улучшили тормозную систему, обеспечив ей плавность, устойчивость к разгерметизации и исключение отдачи при нажатии педали.
Читайте также
История завода ГАЗ

Данные изменения в комплексе с прочими инновациями обеспечили автомобилю дополнительные возможности по маневренности и безопасности.

Вернуться к оглавлению

Основные модификации ГАЗ-3101

Поскольку работа над конструктивными улучшениями базовой модели «Волги» 31101 велась по спецзаказу силовых ведомств, ее модификации широко не афишировались, однако автомобили, выходившие из экспериментального цеха мелкосерийного производства, были поистине уникальны.

Можно выделить три модели, отличавшиеся незаурядными по тем временам характеристиками.

ГАЗ-31011, год выпуска 1977, особенности:

ГАЗ 31011

  • Двигатель ЗМЗ-53 V8 объемом 4,25 л, с формулой 92 мм х 80 мм и мощностью 160 л/с.
  • Четырехкамерный карбюратор.
  • Трехступенчатая автоматическая коробка передач с главной парой 3,58.
  • Вентилируемые передние тормоза.
  • Максимальная скорость — 170 км/ч.

ГАЗ-31012, год выпуска 1986, отличия:

ГАЗ 31012

  • Укомплектован двумя карбюраторами.
  • Мощность — 220–250 л/с., в зависимости от комплектации.
  • Объем двигателя — 5530 куб. см.
  • Трехступенчатая автоматическая коробка передач с главной парой 3,17.
  • Некоторые машины были частично бронированными, со спецстеклами, защищающими от обнаружения свойствами, дополнительным оборудованием специального назначения.

ГАЗ-31013, год выпуска 1986, наилучшая «догонялка», сравнимая с моделями «Мерседеса», в том числе:

  • Двигатель ЗМЗ-505.10 V8 объемом 5,53 л и мощностью 195 л/с.

ГАЗ 31013

  • Трехступенчатая автоматическая коробка передач с главной парой 2,35.
  • Двухтрубный выхлоп.
  • Разгон до 100 км — 7,4 с.
  • Гидроусилитель руля, кондиционер.
  • Луженый кузов из стали 2 мм.
  • Ручная сборка с дополнительной вибро- и шумоизоляцией, а также улучшенной покраской.

Максимально замаскирована под внешний вид 3102.

Данные модели использовались исключительно в специальных целях и были тщательно засекречены. До наших дней дошли только единичные экземпляры и то случайно.

Таким образом, ГАЗ-3101 имеет свою уникальную историю; несмотря на то, что эта «Волга» так и не вышла в серию, однако оставила значительный след в автомобилестроении своими новейшими для тех времен конструктивными решениями, многие из которых до сих пор не реализованы заводом в широком масштабе.


Автор:
(Пока оценок нет)

Добавить комментарий