Тормоза на ГАЗ-21



Тормоза легкового автомобиля имеют одноконтурную гидравлическую схему, на всех колесах установлены тормозные барабаны. Одноконтурная гидравлика очень неудобна — в том случае, если потечет хотя бы один из рабочих цилиндров, тормоза пропадают совсем. В системе к тому же не предусмотрен усилитель тормозов.

газ 21

Автомобиль Волга ГАЗ 21

Такие технические характеристики не дают нужной эффективности торможения — модель «Волга 21» является довольно тяжелой машиной. Поэтому тормозной путь двадцать первой раза в два длиннее, чем у ГАЗ 24 – автомобиля следующего поколения Горьковского автозавода. Впрочем, с той скоростью, с которой передвигалась серийная модель, одноконтурная система справлялась.

Тормозные цилиндры

Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) «Волга 21» имеет один контур и сконструирован в одном корпусе с главным цилиндром сцепления. Такая система доставляет немало хлопот хозяевам авто — при подтекании жидкости может пропасть одновременно и сцепление, и эффективность торможения. Часто владельцы автомобилей переделывают тормозную систему — устанавливают двухконтурный ГТЦ от «Газовской» модели Волги 2410, от нее же берется и главный цилиндр сцепления.

тормозной цилиндр

Так выглядит тормозной цилиндр Волги 21

Оригинальные рабочие тормозные цилиндры (РТЦ) не самоподводящиеся, как это предусмотрено на легковых ГАЗ более новых моделей, поэтому приходится постоянно подводить тормозные колодки с помощью эксцентриков. Проблема с цилиндрами решается заменой на детали от моделей 24, 2410, 31029 и 3102. Цилиндры встают на штатные места без каких-либо переделок. Особенностью передней подвески ГАЗ 21 является то, что на ней устанавливается по два РТЦ, на заднем мосту стоит по одному цилиндру на каждой стороне.

Тормозные барабаны

Тормозной барабан (ТБ) представляет собой сплав двух металлов – стали и чугуна. Наружный обод барабана чугунный, поэтому деталь имеет немалый вес.

тормозная система газ 21

Схема устройства тормозной системы Волги 21

Изношенные ТБ не рекомендуется менять местами – за счет того, что поверхность деталей срабатывается не равномерно, может происходить биение при торможении в случае, если барабан стоит не на своем месте. Износ деталей определяют по внутреннему диаметру – если он больше 281,5 мм, то следует произвести замену на новый ТБ. Размер указан в руководстве по ремонту ГАЗ 21.

Часто тормозную барабанную систему переделывают в дисковую. У дисковых тормозов есть ряд преимуществ:

  • Обеспечивают более равномерное торможение и обладают большей стойкостью к нагреву;
  • Не так боятся влаги, и не теряют эффективности в преодолении водных препятствий (при прохождении глубоких луж);
  • Не теряют эффективности при попадании грязи;
    дисковые тормоза

    Пример установленных дисковых тормозов на Волгу

  • Не деформируются при поездках в сильный дождь;
  • Обладают большей эффективностью торможения на крутых склонах и подъемах;
  • Имеют более долгий срок службы.

Но в переделке барабанных тормозов на дисковые есть несколько сложностей:

  1. Для переоборудования придется изготовить специальные переходные пластины. В магазинах такие детали не продаются – придется искать токаря, который бы по чертежам изготовил детали.
  2. Вторая проблема юридического плана. Необходимо переоборудование регистрировать в ГИБДД. Без регистрации прохождение технического осмотра становится невозможным.
  3. При замене подвески целиком придется переваривать лонжероны, и такая работа требует значительных трудозатрат.

Установка вакуумного усилителя тормозов

Для достижения эффективного торможения на «Волге» ГАЗ 21 приходится сильно жать на педаль тормоза. Вакуумный усилитель снижает усилие, тем самым облегчая работу водителю.

Как правило, «вакуум» меняется в паре с главным тормозным цилиндром, эти детали хорошо устанавливать с модели ГАЗ 2410.

После всех усовершенствований в тормозную систему следует залить тормозную жидкость и прокачать тормоза. Жидкость заливается в бачок ГТЦ, достаточно только открутить крышку.

Замена тормозной жидкости БСК на DOT4

Следует учитывать, что по техническим условиям в тормозной системе ГАЗ 21 предусматривается применение БСК, но купить такую «тормозуху» в наше время практически невозможно. Можно перейти на другую тормозную жидкость (ТЖ), например, на марку DOT4. тормозная жидкость DOTНо просто так жидкость заменить не получится, придется провести следующие работы:

  • Слить старую тормозную жидкость БСК, сняв крышку с ГТЦ и отвернув тормозные шланги;
  • Проверить состояние тормозных шлангов, при необходимости их заменить;
  • Заменить рабочие тормозные цилиндры или резиновые манжеты, если цилиндры решили оставить старые. Манжеты при замене одного типа жидкости на другой разъедаются, и оставлять их категорически не рекомендуется;
  • Продуть все тормозные трубки и шланги. Нужно исключить полностью наличие старой ТЖ в системе;
  • Установить РТЦ, соединить все шланги, трубки, залить DOT4 в тормозную систему;
  • Прокачать тормоза.

Смешивание таких ТЖ, как БСК и DOT4, недопустимо. Если манжеты разбухнут и начнут пропускать ТЖ, могут пропасть тормоза во время движения автомобиля. дисковые тормоза на Волге 21 Отсутствие тормозов приводит к возникновению аварийной ситуации. Также перед заливкой новой тормозной жидкости рекомендуется промыть элементы тормозной системы с помощью спирта, можно промыть и той же DOT4. Чтобы промыть систему посредством свежей ТЖ, нужно проводить процедуру тщательно, не экономя на жидкости.

Прокачка тормозов

В руководстве по ремонту прокачку тормозов рекомендуют проводить в следующем порядке:

  • Задний правый цилиндр;
  • Передний правый цилиндр;
  • Передний левый цилиндр;
  • Задний левый цилиндр.

Следует учитывать, что на передних колесах стоит по два РТЦ, поэтому на передних колесах сначала прокачивают нижние цилиндры, а затем уже верхние.


Прокачку нужно проводить вдвоем. Педаль тормоза нажимается до тех пор, пока она не станет жесткой и не продавливаемой (обычно нужно сделать 3 или 4 качка). Второй участник прокачки ослабляет прокачной штуцер, и педаль тормоза под нажатием проваливается.

Прокачку нужно проводить до тех пор, пока не выйдет воздух из тормозной системы. Прокаченной считается тормозная система, когда торможение происходит с первого качка, причем педаль «берет» где-то в середине нажатия.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *