Потребность в перевозке жидких грузов возникла еще с давних времен, а с появлением автомобилей стала требоваться еще и перевозка бензина и других горюче-смазочных материалов. Первым автомобилем горьковского автозавода, на который стали устанавливать бочку для перевозки жидкостей, стал легендарный ГАЗ АА. На спецмашинах марки ГАЗ перевозили различное топливо, сжиженный газ, цемент, муку, воду, молоко. Также производились ассенизаторские машины.
Молочная автоцистерна на базе Газели
Одним из видов автоцистерн являются пожарные машины – их тоже на базе шасси ГАЗ было произведено достаточно много. Вернуться к оглавлению
Содержание
Автоцистерны ГАЗ 51
Первые автоцистерны представляли собой железный резервуар, который устанавливался на раме из брусьев и крепился хомутами. В состав бочки для перевозки жидкого топлива входила специальная арматура, состоящая из фильтра очистки и предохранительного клапана, который сбрасывал излишки давления бензиновых или керосиновых паров. Снизу бочки монтировались два запорных вентиля – с помощью них через гибкие рукава топливо из цистерны сливалось самотеком.
Автоцистерна на базе ГАЗ 51 для перевозки нефтепродуктов
После Великой Отечественной войны первым бензовозом в Горьком стала автоцистерна АЦ2-51 на шасси грузовика ГАЗ 51, автомобиль пошел в серию в 1950 году. У машины была емкость 2000 литров, и перевозила она в основном керосин и бензин. Также машины ГАЗ предназначались для перевозки пищевых продуктов.
Цистерна АВВ-2 служила для перевозки питьевой воды, модель АЦПТ-1,8 доставляла молоко, техника служила для перевозки растительного масла, живой рыбы, пива. Последние цифры в названии спецавтомобилей свидетельствовали о емкости бочки – так у молоковоза она равна 1,8 м³. Молоко в бочке было перевозить гораздо выгоднее, чем во флягах:
- Сразу можно перевезти большой объем;
- Продукт долго не скисал, так как цистерна была изотермической, и молоко в ней не нагревалось.
Не одна модификация пожарных машин собиралась на базе ГАЗ 51 – автомобилей было несколько. Самыми распространенными стали модели ПМГ-6 и ПМГ-12.
Автоцистерны ГАЗ 53
Очень популярными на базе ГАЗ 53 были бензовозы и вакуумные (ассенизаторские) машины, и даже необязательно о них говорить в прошедшем времени – некоторые авто сохранились до сих пор и используются в работе. Бензовозы ГАЗ просты в обслуживании и надежны в работе.
По объявлениям до сих пор можно их найти в продаже – цена цистерны в среднем колеблется от 50 до 250 тыс. руб.
Стоимость техники зависит от состояния и года выпуска. По низкой цене продают автомобили в неисправном состоянии или без документов. В целях экономии топлива часто грузовики переводят на газ – литр такого топлива примерно в два раза меньше литра бензина или дизельного топлива. Применение ГБО оправдано – грузовой автомобиль в среднем расходует от 25 до 30 л горючего на 100 км, и работа на газу существенно сокращает расходы владельца транспортного средства.
Внешний вид молоковоза на базе ГАЗ 53
Вот некоторые технические характеристики бензовоза на шасси ГАЗ 53:
- Габариты авто – 6,2/2,4/2,6 м;
- Расстояние между осями (колесная база) – 3,7 м;
- Полная масса автомашины – 7,15 тонны;
- Объем цистерны – от 4,2 до 4,8 м³ в зависимости от модификации;
- Дорожный просвет – 26,5 см;
- Заправочная емкость бензобака – 90 л.
На автоцистернах с завода штатно устанавливался бензиновый двигатель объемом 4,25 л, его мощность была равна 115 л. с. В связи с тем, что мотор довольно «прожорлив», многие автовладельцы меняли бензиновый ДВС на более экономичный и приемистый дизель. Часто можно встретить на «53-ем» дизельный двигатель Минского моторного завода Д-245. «ГАЗ 53 цистерна» комплектовался механической 4-ступенчатой коробкой передач, обе подвески (передняя и задняя) были рессорными.
Вернуться к оглавлениюАвтоцистерны ГАЗ 3307 и 3309
Бензовозы
Автоцистерны АЦ-4,9 произведены на шасси ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309, автоспецтехника предназначена для перевозки нефтепродуктов. Емкость наполняется с помощью насоса сверху, слив жидкого топлива происходит самотеком. Для предотвращения произвольного вытекания жидкости установлен запорный кран, насос закачки работает от коробки отбора мощности.
Автоцистерна имеет следующие технические характеристики:
- Снаряженная масса (без груза) – 3,63 тонны;
- Габариты авто – 6,4/2,4/2,6 м;
- Расстояние между осями (колесная база) – 3,77 м;
- Полная масса автомашины – 7,9 тонны;
- Объем цистерны – 4,9 м³;
- Дорожный просвет – 26,5 см;
- Заправочная емкость бензобака – 105 л;
- Привод колес – задний (4х2).
Бочка изготавливается из черной или нержавеющей стали толщиной 3мм, сечение цистерны овальное.
Вариант бензовоза на базе ГАЗ 3307
В настоящее время машины на базе ГАЗ 3307 уже не производятся (сняты с производства), автомобили АЦ-4,9 собираются на шасси 3309 с дизельными двигателями ММЗ Д-245.7 и Cummins ISF. С 2013 года шасси ГАЗ 33098 стали комплектоваться мотором Ярославского моторного завода ЯМЗ-5342.
Ассенизаторские машины
Вакуумная машина работает по принципу захвата жидкости за счет вакуума, который создается в цистерне вакуумным насосом. Жидкость продолжает поступать в бочку до тех пор, пока не цистерна не заполнится полностью. При заполнении емкости срабатывает специальный датчик, раздается звуковой сигнал, и вакуумный насос автоматически прекращает свою работу. Сливается жидкость из бочки самотеком – для слива открывается запорный кран. На базе шасси ГАЗ 3309 созданы ассенизаторские машины КО-503В-2, КО-522Б и КО-503В-3-01.
Ассенизаторский грузовик ГАЗ 3309
Модели различаются между собой объемом цистерны, машина КО-503В-3-01 в дополнение ко всему еще может перевозить биотуалеты.
Цистерны для доставки пищевых жидкостей
Есть автоцистерны на шасси 3309, рассчитанные на доставку пищевых жидкостей – молока, кваса, питьевой воды и прочих продуктов. Бочка специально рассчитана на перевозку и хранение таких жидкостей – внутренние стенки изготовлены из пищевого алюминия. Сама цистерна герметична, а теплоизоляционный слой позволяет хранить молоко или квас в емкости длительное время. Молоковозы ГАЗ 3309 оборудованы противоскользящими поручнями вокруг цистерны, наполняется бочка с помощью встроенного в машине насоса.
Автоцистерны ГАЗон NEXT
Описание автоцистерн будет неполным, если не включить в него новые модели на шасси ГАЗон NEXT. Автомобиль Горьковским автозаводом стал выпускаться недавно (с 2014 года), но на его базе уже производится различная спецтехника. В частности, на базе NEXT выпускаются газовозы, рассчитанные на перевозку сжиженного газа.
У газовоза-заправщика АЦТ-6 объем цистерны равен 6 м³, толщина стенок емкости 10 мм. Отсек для сжиженного газа выполнен из нержавеющей стали, сливные рукава имеют заземление. Техника обладает повышенной надежностью, на цистерну выдается разрешение Ростехнадзора.
Пример автоцистерны на базе ГАЗ Next
Также на шасси ГАЗон NEXT производятся молоковозы и водовозы, машины-ассенизаторы , бензовозы и топливозаправщики на базе ГАЗ. Вернуться к оглавлению
Автоцистерны Газель
Спецтехника на шасси «Газель» в принципе ничем не отличается по своему назначению от автоцистерн на базе грузовых автомобилей ГАЗ – она также предназначена для перевозки и кратковременного хранения пищевых продуктов и различных ГСМ. Единственное существенное отличие – емкость самой бочки на «Газели» существенно меньше.
Объем цистерны, установленной на этой модели, в среднем равен 700-1500 литров. Все логично – грузоподъемность и габариты «Газели» существенно меньше, чем у любой модели «ГАЗона».
Добрый день! просим выслать коммерческое предложение, на приобретение Водовозки
ГАЗ 3309