Более чем за 30 лет Горьковский завод выпустил с конвейера около 4 миллионов грузовиков модели ГАЗ 53, и базовой считается машина с бортовым кузовом. Но вариантов исполнения кузова было несколько видов, также производились и различные спецавтомобили.
Содержание
Разновидности кузовов
Бортовой кузов
С начала и до конца выпуска ГАЗ 53 имел три основных модификации. Первой из них был ГАЗ 53Ф, он производился с 1961 по 1967 год. Изначально автомобиль комплектовался рядным 6-цилиндровым двигателем ГАЗ 11, он имел грузоподъемность три тонны. К концу выпуска модели грузоподъемность увеличили до 3,5 тонн.
Параллельно с ГАЗ 53Ф в 1965 году стартовало производство ГАЗ 53А, грузоподъемность машины была увеличена до 4 тонн. Грузовик уже оснащался 8-цилиндровым мотором Заволжского моторного завода, передняя подвеска автомобиля была усилена с расчетом на перевозку более тяжелого груза.
Модель выпускалась до 1983 года.
В 1983 году произошла глобальная модернизация грузовика, и он получил индекс 53 12. На машину установили модернизированный ДВС ЗМЗ 511 номинальной мощностью 120 л. с., оснастили модель усиленными рессорами, увеличили грузоподъемность до 4, 5 тонн.В обновленном варианте появилась бесконтактная система зажигания, 2-х контурная гидравлическая тормозная система. Тормоза газ 53 были дополнены двумя вакуумными усилителями.
Приблизительно с 1987 года на модификации последней версии 53 12 стали устанавливать объемные боковые зеркала с улучшенной обзорностью. Скорость ГАЗ 53 12 увеличилась с 85 до 90 км час по отношению к модели предыдущего выпуска 53А.
С 1966 по 1983 год выпускалась модификация бортового грузовика для нужд Советской Армии, она имела название ГАЗ 53Н. Машина комплектовалась предпусковым подогревателем и вторым бензиновым баком емкостью на 105 литров.
Самосвал
Для установки металлического кузова самосвала ГАЗ 53 разрабатывал два вида шасси – 53 02 и 53 14.
На базе первого шасси Саранским заводом по производству автосамосвалов выпускалась модель ГАЗ-САЗ 53Б с 1966 по 1984 год.
Кузов обладал разгрузкой на 3 стороны – по бокам и назад. Шасси 53 02 также подходило и для установки автофургонов. ГАЗ-САЗ 53Б производил еще Фрунзенский автосборочный завод, конструктивно модель не имела никаких отличий от самосвала Саранского производства.
Про модель САЗ 3503 в интернете много противоречивой информации. Многие источники утверждают, что самосвал создан на шасси 53 02, но это все-таки не совсем верно. Если обратить внимание на объявления о продаже машин, то по характеристикам можно понять, что самосвал создавался на базе шасси ГАЗ 52 02, так как в заявленных продавцами данных указан 6-цилиндровый двигатель объемом 3, 5 л и подтверждается грузоподъемность 2,5 тонны.
Шасси 53 02 имеет укороченную на 290 мм сзади раму, при этом колесная база остается такой же, как и у базовой версии машины ГАЗ 53А. Грузоподъемность ГАЗ-САЗ 53Б равняется 3,5 т, объем кузова 5 куб. м. При установке наращенных бортов объем увеличивается до 9 кум. м.На базе 53 02 Саранским заводом была разработана и модель САЗ 3502. В отличие ГАЗ-САЗ 53Б этот самосвал имел только одностороннюю разгрузку кузова (назад), но зато предварительно мог подниматься гидроцилиндром на высоту 2,1 м. грузоподъемность у САЗ 3502 меньше – она составляет 3,2 тонны. В Саранске эта модель фактически не производилась, ее выпуск освоил Фрунзенский автосборочный завод.
Модификация шасси 53 14 для самосвалов создана на базе модели серии 53 12, а на этой основе Саранск изготавливал модель САЗ-3507, серийный выпуск был освоен в 1984 году. Но шасси 53 14 конструктивно ничем не отличалось от 53 02, по сути, поменялся только индекс.
Автобус
Для сборки автобусов на автозавод ГАЗ выпускал удлиненное шасси 53 40. Автобусы собирал Курганский завод, небольшими партиями они производились и в городе Семенов Горьковской (ныне Нижегородской) области. В 1971 году в Кургане собирались опытные партии, начало серийного выпуска КАвЗ 685 датируется 1973 годом. Автобусу был присвоен знак качества, а с 1984 года произошла модернизация – сменилось шасси (ГАЗ 53 12) и двигатель ЗМЗ 53 11. Модель сначала получила индекс КАвЗ 685М, затем производилась под маркой КАвЗ 3270. Очередная модернизация произошла в 1989 году, когда за основу было взято шасси 3307.
Новая марка КАвЗ 3976 получила более мощный двигатель (125 л. с.) и выпускалась почти 20 лет. Автобус Курганского завода прекратили выпускать в январе 2008 года.Фургон
Шасси 53 02 рассчитывалось не только на установку самосвальной платформы – на этой базе создавались фургоны и цистерны на базе ГАЗ. Фургонов тех годов выпуска сохранилось немного, а вот на базе ГАЗ 53 12 (с 1984 года) модели они еще периодически встречаются в продаже по объявлениям.
Грузовые автомобили-фургоны производило старейшее в Горьком предприятие – Горьковский завод специализированных автомобилей (ГЗСА).
Много хлебовозок и изотермических фургонов создавалось на базе шасси ГАЗ 52, на базе ГАЗ-53Н выпускалась модель ГЗСА-3706. Фургон был предназначен для перевозки скоропортящихся и замороженных продуктов, грузоподъемность машины составляла 3,25 тонны, объем кузова 10 куб. м. Еще один изотермический фургон на этом же шасси завод выпускал под маркой ГЗСА-950, но у него объем кузова уже был 14,2 куб. м. для перевозки почты завод разрабатывал версию фургона ГЗСА-949.
Спецтехнику успешно производил и Каспийский машиностроительный завод. Почтовый фургон ГЗСА-3711 мог перевезти много печатной продукции – его грузоподъемность равна 3, 5 тонны. Для монтажа автолавок завод использовал шасси ГАЗ 53 01 (ГАЗ 53А).
Цистерна
На базовом шасси 53 01 (внутризаводской индекс) устанавливались цистерны для перевозки разных грузов, и получались автомобили специального назначения:
- Молоковозы;
- Бензовозы Газ 53;
- Топливозаправщики;
- Ассенизаторы.
Производитель различной спецтехники в документах указывал шасси ГАЗ 53А, а выпускались цистерны Курганским заводом дорожной техники, Новотроицким заводом машиностроения.