Основные технические характеристики генератора на ГАЗ 66. Как отремонтировать генератор и проверить его работоспособность.
Генератором называется устройство, которое отвечает за преобразование механической энергии в электрическую, то есть это источник питания всех электрических устройств автомобиля после запуска двигателя. В грузовом автомобиле повышенной проходимости ГАЗ-66 для этих целей используется устройство переменного тока Г287.
Так выглядит генератор Г287 на ГАЗ 66
Содержание
Основные технические характеристики
Генератор Г287 на ГАЗ-66 обладает мощностью на выходе 1260 Вт, что является достаточным для одновременной работы всего электрооборудования грузовика.
Его заводские характеристики:
- Наименование характеристики Показатель
- Тип трехфазный, синхронный, переменного электротока
- Движения вращательного механизма вправо от шкива
- Максимальное напряжение, В 14
- Предельный электроток, А 90
- Скорость вращения, обеспечивающая
- напряжение на клеммах 14 В (при
- температуре окружающей среды + 20
- градусов С), когда электроток составляет 0 А /
- 60 А, об / мин 850 / 1800
Схема генератора ГАЗ 66
- Количество статорных фазовых моментов, шт. 3
- Количество катушечных модулей в фазовом
- моменте 6
- Количество оборотов в катушечном
- механизме 16
- Проводка обмотки статорной части, тип ПЭВ2 или ПЭВ200 1,40–1,56 мм по диаметру
- Проводка обмотки на катушке возбуждения,
- тип ПЭВ2 0,93 мм в диаметре
- Количество оборотов в катушке, шт. 520 + / — 10
- Показатель сопротивления обмотки
- возбуждения при +25 градусах С, Ом 3,2 + / — 0,2
- Тип щеток М1
- Жесткость пружины, гс 180–260
- Тип подшипника передней крышки 6-1180304К1С9Ш1
- Тип подшипника задней крышки 6-180603КС9Ш1
- Модуль выпрямителей, тип БПВ7-100
- Количество диодов 12
Основные составляющие конструкции
На ГАЗ-66 генератор расположен с правой от двигателя стороны и крепится непосредственно к кузову автомобиля посредством кронштейна.
Его основные элементы:
- Наименование составляющей Функциональное назначение
- Роторная группа, состоящая из вала обмотки
- возбуждения и сваренных по наружной
- поверхности клювообразных полос в
- количестве 12 штук Отвечает за создание магнитного поля при вращении и располагается внутри устройства. Вращение обеспечивается посредством двух ремней, совмещенных со шкивом коленчатого вала двигателя
- Статорная группа, включая пакет стальных
- пластин, обмотку в виде соединенных
- группами катушек Индуцирует электроток на статорной обмотке
Так выглядит двигатель ГАЗ 66
- Закрывающий модуль с предустановленными
- подшипникам Обеспечивают герметичность корпуса, а также вращательные движения роторной составляющей
- Модуль со щетками Перенаправляют электроток, производимый генератором, в электрическую сеть автомобиля
- Блок выпрямления (диодный мост) Обеспечивает выпрямление поступающего переменного тока
- Модуль управления напряжением (регулятор) Отвечает за изменение и управление током, создаваемым в фазовых обмотках статора
Проверка работоспособности
Проверка функционирования генератора является одной из первейших процедур при обнаружении сбоев в работе электрооборудования автомобиля. Это может сопровождаться следующими ситуациями:
- Отсутствием зарядки аккумулятора либо его перезаряд.
- Контрольная лампа уровня заряда аккумулятора на панели приборов горит при работающем двигателе.
- При увеличении оборотов двигателя наблюдается кратковременное увеличение яркости света фар.
- Снижением громкости звука автомобильного сигнала либо уменьшением яркости фар.
- Наличием от генератора постороннего запаха.
- Присутствием повышенного искрения на щеточном блоке.
- Свистящими звуками при работе двигателя и разгоне.
В случае выявления одного или нескольких признаков необходимо произвести последовательность действий, позволяющих определить причину отклонений с последующим устранением неисправности:
- Проверку работоспособности предохранителя, отвечающего за данное направление в цепи; в случае неисправности заменить на новый.
- Проверку ремня генератора, его натяжения и внешнего вида. Ремень с ярко выраженным механическим износом подлежит замене.
- Обследование электрической цепи на качество соединения контактов. Окислившиеся контакты необходимо очистить и обеспечить плотность соединения. Для удаления окислов допускается использовать средство «Аксидол» либо нашатырный спирт.
- Проверку заряда аккумулятора диагностическими приборами. Показатели, считающиеся нормальными, должны составлять в пределах:
- w 12,0 В на неработающем двигателе;
- w 13,8–14,7 В после запуска автомобиля.
Если показатели заряда не соответствуют нормам, то это свидетельствует о неисправности самого генератора:
- Наличие больших показателей напряжения на работающем двигателе свидетельствует о неисправности реле регулятора.
- Меньшие показатели указывают на неисправности внутренних цепей самого устройства.
Стенд проверки работы генератора
Произвести замер сопротивления обмотки ротора, используя при этом мультиметр. Для этого нужно подключить его к контактным кольцам. Показатели рабочей обмотки должны находиться в пределах 1,8–5 Ом, в противном случае:
- Большие показатели являются признаком короткого замыкания обмотки.
- Меньшие величины свидетельствуют о наличии обрыва.
- В обоих случаях ротор необходимо заменить.
- Проверка работоспособности статора производится после его отсоединения от блока выпрямителей путем замера показателей сопротивления его обмотки.
Бесконечно большие показания прибора говорят об отсутствии контакта обмотки с массой, то есть с корпусом.В случае установления неисправности статор подлежит замене.
Работоспособность диодов проверяется аналогичным способом с установкой мультиметра на шкалу «проверка диодов». Необходимо черный контакт прибора подключить к выводу фазы, а красный — к «плюсу» или «минусу» диодного моста; заметив показания, поменять провода прибора местами.
Выпрямительный блок неисправен, если показания мультиметра в том и другом случае не отличаются.Неисправный диодный мост подлежит замене.
Контроль состояния щеточного блока на физический износ щеток, свободного их перемещения и несоответствия силы их давления нормам.При истирании щеток до величины 14 мм требуется их замена.
В том случае, когда установка новых щеток не устраняет затруднения их хода и не обеспечивает необходимое давление, замене подлежит сам щеточный блок.
Вернуться к оглавлениюРемонт генератора ГАЗ-66
После локализации неисправности необходимо произвести замены, обусловленные диагностикой.
Порядок действий при разборе генератора:
- Отсоединить ремень генератора и электрические провода, а затем произвести демонтаж генератора от кузова автомобиля.
- Удалить щетки, предварительно удалив защитную пленку.
- Демонтировать крышку с подшипником и гаечное крепление с обратной стороны роторного вала.
- Снять, применяя съемник, ближайшую к коллектору крышку, предварительно отвернув стяжные болты.
- Изъять ротор с крышкой из корпуса со стороны шкива.
- Снять шкив с якоря, применяя специальный съемник, затем удалить болты, закрепляющие подшипник и удалить крышку.
- Отвернуть винты крепления полюсов для удаления катушки возбуждения.
Схема электропроводки ГАЗ 66
Произведя замены неисправных частей генератора, нужно собрать детали в обратном порядке. По факту сборки произвести тестирование генератора путем измерения силы тока.
Таким образом, генератор ГАЗ-66 обладает внутренним устройством, принципиально не отличающимся от аналогичных. Поэтому его эксплуатация и основные правила ухода являются стандартными для подобных устройств.