Тормозная система ГАЗ-66 является чуть ли не ключевым звеном, от безотказной работы которого напрямую зависит жизнь как водителя, так и других участников дорожного движения. Изначально данный автомобиль предназначался для нужд военных частей и армии, поэтому приобрести его в советское время могли исключительно спецструктуры. Время идет, и о прошлом автомобиля ГАЗ 66 напоминает исключительно схема компоновки автомобиля, при которой отсутствует капот, а двигатель располагается прямо в кабине.
Делалось это для того, чтобы при транспортировке на самолетах машины можно было плотнее разместить рядом. Важную роль в подобных полетах сыграла и специфическая конструкция тормозной системы, позволяющая автомобилю неподвижно стоять на месте и в буквальном смысле блокирующая все колеса. Вернуться к оглавлению
Из чего состоит система
Условно тормозная система ГАЗ может быть поделена еще на несколько подсистем:
- рабочую;
- экстренного торможения;
- стояночную.
Первая из них используется водителем постоянно при нажатии на тормоз. Благодаря этому простому действию приводится в движение огромное количество элементов, которые и заставляют ГАЗ-66 остановиться. Системы стояночного и экстренного торможения приводятся в действие вручную и полностью контролируются водителем. Кроме того, в случае неожиданного выхода из строя рабочего тормоза водитель может воспользоваться его стояночным эквивалентом.
Конечно, тормозная система ГАЗ-66 уже несколько морально устарела, однако разобраться в ней вполне реально. Как и на любом другом автомобиле, здесь есть исполнительные механизмы и те, которые приводят их в действие. В качестве исполнительных элементов выступают классические дисковые тормоза, установленные как на задней, так и на передней оси. Различие заключается лишь в их размерах. Привод тормозной системы гидравлический, с гидровакуумным усилителем.
Вакуумный усилитель состоит из:
- камеры;
- цилиндра;
- клапана управления.
Запорный клапан устанавливается в специальном баллоне каждого контура, и при остановке двигателя ГАЗ 66 происходит автоматическое разъединение впускной трубы и вакуумного баллона. Благодаря этому удается достигнуть быстрого и эффективного торможения, что особенно актуально в условиях аварийных ситуаций.
Именно такой порядок реагирования нужен был в условиях военного времени, но и сегодня на довольно загруженных магистралях крупных городов эта особенность также является весьма актуальной.
Для того чтобы постоянно контролировать давление тормозной жидкости, в системе установлен регулятор давления тормозов, параллельно отвечающий еще и за предотвращение заноса автомобиля при резком торможении.
Как и любой крупногабаритный автомобиль, ГАЗ-66 имеет несколько специфическую систему управления и торможения. Однако если приноровиться к ним, управлять транспортным средством станет не сложнее, чем любым его легковым эквивалентом.
Техническое обслуживание системы
Для того чтобы тормозная система ГАЗ-66 функционировала без сбоев, ей нужно уделять должное внимание. Производить ремонт и техническое обслуживание можно и собственными силами, но в этом случае важно понимать, что ГАЗ-66 — это специфический автомобиль, имеющий огромное множество нюансов.
Прежде чем приступать к ремонтным работам, важно досконально изучить все механизмы. Тогда процесс регенерации и прокачки тормозов определенно пройдет правильно. Одно из основных условий работоспособности — это своевременная регулировка зазора между тормозными колодками и барабанами. Условно эту процедуру можно разделить на две категории:
- текущая;
- полная.
При длительной эксплуатации автомобиля фрикционные накладки тормозов постепенно изнашиваются, что неминуемо приводит к увеличению зазора между ними и барабанами.
В результате педали тормоза все хуже реагируют на движение, поэтому выжимать их приходится все сильнее и сильнее. Текущая регулировка же направлена на восстановление нужного зазора. При смене фрикционных накладок или капитальном ремонте тормозной системы ее работоспособность тоже нужно отладить, перед тем как отправляться в путь.
При правильном подходе педаль должна опускаться не более чем на 2/3 от полного хода. Если выжимать ее приходится до упора, регулировка должна быть осуществлена повторно до достижения требуемых показателей.
Общий порядок регулировки зазора тормозов ГАЗ следующий:
- разъединение связи между промежуточным рычагом и толкателем;
- снятие эксцентриковой оси;
- проверка занимаемых педалью положений;
- установка до упора толкателя поршня;
- соединение промежуточного рычага и толкателя, который содержит главный тормозной цилиндр;
- поверка эксцентриковой оси (между поршнем и толкателем должен быть зазор в 1,5-2 мм);
- проверка свободного хода педали.
Таким образом, безукоризненно выполняя все вышеизложенные действия, можно быстро и качественно прокачать тормозную систему и пользоваться автомобилем в свое удовольствие.
Вернуться к оглавлениюВозможные поломки
Тормозные системы ГАЗ-66 нередко дают сбой, однако некоторые проблемы можно устранить, не прибегая к помощи специалистов. К примеру, если для торможения педали приходится касаться тормоза, причина неполадки может крыться в следующем:
- слишком большой зазор между барабанами и колодками;
- неправильная установка колодок;
- воздух, попавший в систему;
- утечка тормозной жидкости;
- отсутствие или недостаток тормозной жидкости, которую содержит главный цилиндр.
Путь решения этой проблемы достаточно очевиден: нужно произвести регулировку и при необходимости прокачать систему. В том случае, если при резком торможении автомобиль бесконтрольно уходит в сторону, причина может крыться в следующем:
- замасливание фрикционных накладок;
- ослабление креплений тормозных щитов;
- разное давление в шинах.
Устранить неполадки можно путем промывания деталей, из которых состоит главный цилиндр, подтягивания болтов и нормализации давления в шинах.
В отдельных случаях выйти из строя может вакуумный усилитель, что неминуемо приводит к увеличению усилия при давлении на педаль. Подобное явление может возникать вследствие:
- неплотности соединительных связей в вакуумном трубопроводе;
- засора воздушного фильтра;
- разрыва диафрагмы камеры усилителя.
Любая из этих проблем устраняется путем промывки системы ГТЦ или же заменой поврежденных компонентов.Существуют и другие, более глобальные поломки, провоцирующие необходимость производить ремонт в условиях СТО. Самостоятельные попытки исправить ситуацию могут привести к возникновению еще больших проблем. Именно поэтому, обнаружив проблему и не понимая, как можно справиться с ситуацией, нужно отправляться к специалисту.
Вакумник поменял, всё равно тугая педаль. Что ещё может быть? Машина Газ-66.
Главный. Если главный меняли, то забита трубка от главного — их там 2.
Толщина и длина тормозных накладок на Газ-66? Какой размер манжеты рабочего тормозного цилиндра?
После замены колодок рвёт медную трубку между двумя рабочими цилиндрами переднего колеса ( отрывает развальцовку у нижней длинной трубки ) Отжигал и ставил родной комплект с медными распределителями , хватает на два дня . Может кто что подскажет ?