ГАЗ, или Горьковский автомобильный завод, является одним из старейших советско-российских предприятий и, можно сказать, был родоначальником автомобильной промышленности в Советском Союзе. Название «Волга», объединяющее все модели легковых автомобилей, выпускаемых на заводе ГАЗ с 1956 года, широко известно как в России, так и за ее пределами. За 60 лет выпуска модели автомобилей «Волга» пережили
серьезную техническую трансформацию, но и сейчас остаются машинами, которые имеют своих верных поклонников среди поколений российских автолюбителей.
Содержание
- 1 ГАЗ-21: с чего начиналась «Волга»
- 2 ГАЗ-22 — советский универсал
- 3 ГАЗ-23 — автомобиль для спецагентов
- 4 ГАЗ-24: просто и надежно
- 5 ГАЗ-3102 — новая серия автомобилей
- 6 ГАЗ-31029 — доступный автомобиль
- 7 ГАЗ-3110 — новая машина для всех
- 8 ГАЗ-31105 — лучше прежнего
- 9 «Волга Сайбер» — попытка быть как все
- 10 «Волга»-2016: миф или реальность?
ГАЗ-21: с чего начиналась «Волга»
Историческим началом, событием, которое послужило основой для появления целого класса автомобилей «Волга», стало в 1956 году «рождение» легендарной машины ГАЗ-21.
На момент своей разработки эта машина была уникальным творением, не уступающим мировым аналогом, однако к моменту ее серийного выпуска в 1956 году, то есть за два года со дня выхода первого опытного образца, она уже стала, по сравнению с западными моделями, несколько старомодной.
Однако это ничуть не умаляло ее оригинальных технических решений, заложенных в базовую комплектацию.
«Волга» 21 стала в советском автомобилестроении преемницей ГАЗ М-20, или «Победы», и первоначально имела заводское обозначение М-21, только в 1964 году стала называться привычным ГАЗ-21.
Среди технических новшеств этой модели можно выделить следующие:
- Шкворневую переднюю подвеску.
- Алюминиевый двигатель с «мокрыми» гильзами.
- Привод сцепления гидравлического типа с подвесной педалью.
- Увеличенную жесткость кузова, устойчивого к коррозии.
- Централизованную систему смазки, удаленную из автомобиля в дальнейшем из-за низкого качества расходных материалов.
- Автоматическую гидромеханическую коробку передач, которая также не прижилась в серийном производстве.
- Гипоидный бесшумный мост.
- Карданную передачу с центральной опорой.
Все это обеспечивало «Волге» 21 отличные ходовые качества как на дорогах с покрытием, так и на участках бездорожья, длительную эксплуатацию автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.
Внешнее и внутреннее оформление также были предметом гордости разработчиков. В дизайне машины была попытка отразить идею русской самобытности в сочетании с элементами советского модернизма. Особенностью же внешнего облика автомобиля явилась цельноштампованная хромированная решетка с вертикальными прорезями.
ГАЗ «Волга» 21 была лидером на советском рынке вплоть до середины 70-х годов, хотя и казалась несколько громоздкой и консервативной по сравнению с «Москвичами» и «Жигулями».
Базовая модель ГАЗ-21 постоянно совершенствовалась как с технической стороны, так и исходя из целевых потребительских задач. За все время серийного выпуска насчитывалось более 30 ее модификаций.
Последний автомобиль «Волга» 21 сошел с конвейера в 1970 году, уступив место новым разработкам.
ГАЗ-22 — советский универсал
Модель ГАЗ-22 выпускалась в течение восьми лет в период с 1962 по 1970 год и дополнила линейку ГАЗ-21 грузопассажирским транспортным средством. Основной целью выпуска этой машины было обеспечить транспортом службу скорой помощи, и заводу пришлось пойти на значительные убытки, чтобы выполнить этот государственный заказ.
Разрабатывалась «Волга» 22 как самостоятельная модель, хотя и имела много общего с 21 «Волгой». Однако многие конструктивные решения были изначально реализованы под эту конкретную машину. Из ее особенностей можно выделить:
- Цельнометаллическое исполнение панелей кузова после средней стойки, а также задней панели пола.
- Применение шин с большей грузоподъемностью.
- Предустановленные более жесткие рессоры.
- Складные задние сидения, освобождающие место задней части для грузоперевозок.
У этой модели было также множество различных модификаций, предназначенных для разных государственных нужд, включая экспортный вариант. Причем купить «Волгу» 22 частному лицу было невозможно, они распространялись исключительно по госучреждениям. Использовались для нужд таких организаций:
- скорой помощи;
- грузовых такси;
- торговых предприятий.
Несмотря на то что выпуск ГАЗ «Волга» 22 нельзя назвать крупносерийным, эти машины создали заводу хорошую репутацию своей конструктивной надежностью и высокой проходимостью. Это послужило предпосылкой для хорошего сбыта новой усовершенствованной модели.
ГАЗ-23 — автомобиль для спецагентов
Эта модель «Волги» была разработана по специальному заказу органов госбезопасности и явилась самой совершенной машиной в то время. Она сочетала в себе все самые передовые разработки с комфортным и эргономичным салоном.
Среди особенностей ГАЗ «Волга» 23 можно выделить следующие технические новшества:
- Двигатель объемом 5,5 литра V-образной конструкции.
-
- Трехступенчатую коробку передач автоматического типа.
- Усиленный кузов.
- Улучшенную систему тормозов со специальными барабанами, тормозными колодками повышенной износостойкости и использованием оригинальной тормозной жидкости.
-
- Модифицированную подвеску с усиленными передними пружинами и задними рессорами из более толстого металла.
- Модернизированную систему выхлопа посредством установки двух глушителей и выхлопных труб.
- Изменение основной пары заднего моста со сниженным передаточным соотношением.
- Установку дополнительного аккумулятора.
Внесение этих изменений в конструкцию обеспечило машине небывалые по тем временам скоростные качества, высокую динамику разгона, а также улучшенную маневренность и управляемость на дороге.
Автомобиль выпускался с 1962 по 1970 и был тщательно засекречен. До наших дней сохранилось всего несколько экземпляров, случайным образом избежавших обязательного уничтожения после списания.
ГАЗ-24: просто и надежно
«Волга» 24 стала эволюционным продолжением ГАЗ-21 и в серийное производство была запущена в 1967 году, хотя ее разработки начались уже в 1958.
Около десяти лет потребовались конструкторам, чтобы привести в исполнение проект машины, которая отвечала бы как требованиям времени, так и хорошим эксплуатационным, а также потребительским характеристикам.
Было собрано несколько опытных конструкций нового автомобиля, отличавшихся принципиально друг от друга установленными моторными агрегатами различного типа. После тестовых испытаний в серию пошла машина с четырехцилиндровым улучшенным двигателем. Другие же опытные образцы были в дальнейшем использованы как прототипы для выпуска единичных и экспортных вариантов.
Новыми конструктивными решениями были:
- Раздельные контуры тормозной системы с гидровакуумным усилителем.
- Кованая передняя балка и задняя рулевая трапеция с шарнирным механизмом.
- Карбюратор нового двухкамерного типа.
- Четырехступенчатая коробка передач.
- Новая конструкция обогрева салона и обдува заднего стекла.
- Улучшенная система стояночного тормоза.
- Изогнутая конфигурация боковых стекол.
- Колеса 14-дюймового диаметра.
Эти изменения позволили новому автомобилю стать вполне конкурентоспособным и покупаемым.
Первоначальная конструкция, конечно, имела и свои недостатки, которые устранялись по мере разработок ее модификаций.
В 1985 году серийное производство этих машин было прекращено.
ГАЗ-3102 — новая серия автомобилей
Задумывалась эта модель как полноправный приемник ГАЗ-24, и ее разработки начались практически сразу с началом выпуска 24 «Волги». Однако в результате к 1981 году эта задумка по разным причинам трансформировалась в выпуск автомобиля для государственных чиновников. Машина выпускалась малыми партиями, но ее производство продолжалось 27 лет и было прекращено только в 2009 году.
Среди основных технологических новинок можно выделить следующие:
- Форкамерно-факельное зажигание.
- Ступенчатую систему впрыска воздуха.
- Новую конструкцию блока с применением стальных элементов.
- Обновленный карбюратор с системой полуавтоматического впрыска.
- Доработанную четырехступенчатую механическую коробку передач.
- Добавление в тормозную систему регулятора напряжения.
Эти новшества позволили улучшить ходовые и скоростные качества новой модели при снижении расхода топлива и доли угарных газов в выхлопах.
Салон ГАЗ-3102 также существенно преобразился и стал более комфортным для водителя. Появились подголовники сидений, а панель приборов стала более эргономичной.
История развития ГАЗ-3102 была насквозь пропитана как политическими интригами, так и факторами переходного периода в экономике страны.
Поэтому ее конструкция постоянно претерпевала изменения, подстраиваясь под нарождающуюся рыночную экономику. За весь период автомобили были адаптированы под двигатели разных производителей, что вынуждало вносить изменения в кузовные детали, а также и в другие основные узлы.
Массовым спросом машина стала пользоваться уже в 2000-х годах по большей части благодаря ее «чиновничьей» репутации.
Одновременно с выпуском 3102 разрабатывались и выпускались другие модели «Волги» 31 серии, поэтому снятие с конвейера 32102 было закономерным.
ГАЗ-31029 — доступный автомобиль
Эта машина была промежуточным вариантом во всей линейке ГАЗ и выпускалась всего пять лет, с 1992 по 1997. По сути дела, 31029 — продолжение линейки 24 «Волги», а изменения коснулись в большей мере кузова, который был заменен на кузов от 3102.
ГАЗ-31029 можно назвать коммерческим автомобилем, поскольку его выпуск пришелся на годы перестройки, и выросший спрос на автомобили подобного класса резко возрос. Массовый выпуск и продажи этой машины были, с одной стороны, большим подспорье для завода, однако, с другой стороны, серьезно снизили его репутацию на рынке. Это было связано с тем, что на фоне большого количества автомобилей требования к качеству были снижены.
Все же значительные прибыли от продаж этой доступной модели позволили заводу провести реорганизацию производства, адаптироваться в новых рыночных условиях и наладить выпуск более интересных моделей.
ГАЗ-3110 — новая машина для всех
«Волга» 3110 была разработана как улучшенная конструкция автомобиля для массового потребления и стала преемницей 31029 в этой нише. Ее выпуск был налажен в 1997 году и продолжался до 2005.
Особенностями конструкции стали:
- Гидроусилитель руля и измененный рулевой редуктор.
- Дисковые тормоза на передних колесах.
- Карданный вал, предусматривающий промежуточную опору, и неразрезной задний редуктор.
Покраска автомобиля стала осуществляться с использованием двухкомпонентных красок, что повысило устойчивость кузова к коррозии.
Среди модификаций можно выделить грузопассажирскую модель, в большей части рассчитанную на медицинские нужды, и автомобиль с турбодизельным двигателем, который выпускался очень малыми партиями.
В связи с выходом на плановые мощности линии по сборке новой модели с производства была снята 3110.
ГАЗ-31105 — лучше прежнего
Этот автомобиль появился на рынке в 2004 году и, следуя сложившейся тенденции внесения улучшений в предыдущую модификацию, это была та же Волга-3110, но с усовершенствованными основными узлами.
Это проявилось в следующих конструктивных изменениях:
- Установке бесшворневой подвески.
- Включении в заднюю подвеску стабилизатора поперечной устойчивости.
- Улучшенной коробке передач.
- Модернизированном внешнем виде за счет установки каплевидных фар и более стильной решетки радиатора.
В 2007 году улучшения коснулись и салона автомобиля, в том числе:
- Была установлена регулируемая рулевая колонка.
- Изменена панель приборов.
- Появились регуляторы управления зеркалами из салона.
Однако основная модификация была проведена в 2006 году и выражалась в том, что автомобиль стал комплектоваться двигателем фирмы «Крайслер». Это послужило причиной конструктивных кузовных изменений, а также системы впрыска и передаточного числа коробки передач.
Последняя Волга-31105 сошла с конвейера в 2009.
«Волга Сайбер» — попытка быть как все
Появление в 2008 году машины «Волга Сайбер» стало попыткой концерна ГАЗ создать конкурентоспособный современный автомобиль, однако она закончилась фиаско. Поскольку собственных разработок, отвечавших требованиям времени, у завода на тот период не было, было принято решение начать выпуск автомобиля по лицензионному соглашению с фирмой «Крайслер».
Работа над этим проектом началась еще в 2001 году, а в 2007 был выпущен и представлен первый опытный образец. Параллельно с разработкой проекта начиная с 2006 года велась модернизация производственных линий, которые должны были использоваться под массовый выпуск «Сайбера».
Новая модель «Волги» была как внешне, так и внутренне стилизована под американские машины, признать в ней традиционное детище автоГАЗа было непросто. Это ее поставило в один ряд с иностранными машинами и должно было обеспечить повышенный интерес со стороны покупателей.
Конструктивно же машина вполне оправдала ожидания и имела следующие характеристики:
- Однорядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,4 литра для базовой комплектации.
- Автоматическую четырехступенчатую коробку передач.
- Гидроусилитель руля.
- Антиблокировочную тормозную систему.
- Передний привод.
- Независимую пружинную подвеску.
- Стабилизатор поперечной устойчивости.
- Эргономичную панель приборов.
- Комфортный салон.
Отзывы первых владельцев подтвердили неплохие потребительские качества машины, ее хорошую динамику, скоростные показатели, а также удобство салона.
Однако запланированных массовых продаж не последовало, и производство пришлось свернуть в 2010 году как нерентабельное.
«Волга»-2016: миф или реальность?
Слухи о ведущихся на заводе ГАЗ разработках принципиально нового автомобиля ходят среди заинтересованных лиц уже очень давно, и долгое время эта информация не находила подтверждения.
Однако с начала 2016 года информация стала постепенно подтверждаться. Появление фотографий новой модели «Волги»-2016 уже окончательно развеяли все сомнения, что работа над очередным проектом ведется и вскоре машина будет представлена на всеобщее обозрение.
Предварительная информация относительно характеристик и дизайна нового автомобиля, который получил рабочее название ГАЗ-5000GL, вполне оптимистична. Заявленные технические характеристики уже сейчас вызывают интерес как у экспертов, так и у потребителей.
Однако говорить об этом автомобиле пока он не вошел в каталог выпущенных моделей, было бы преждевременным, каким ГАЗ-5000GL предстанет перед покупателями, покажет время.
Таким образом, автомобили «Волга» являются неотъемлемым атрибутом жизни советских и российских людей на протяжении более чем 60 лет.
Они претерпевали изменения, стараясь отвечать духу времени, но, к сожалению, эти попытки оказывались, как правило, несколько запоздалыми. Однако в любом случае «Волгу» любит и ценит большое количество россиян, и многие не поменяют ее ни на какой другой автомобиль.
Один знакомый ,теперь уже ветеран автозавода УАЗ.рассказывал, что никакого отно-шения волга-газ к перестройке или к какому-то кризизу не имела.Её целенаправлено уничтожали,чтобы дать зеленыё свет ввозу иномарок в Россию . Вместо того.чтобы вы-полнять программу модернизации Волги 3102, 31115 — было задумано стереть её с производства. Как жесейчас не хватает её в жизни всех россиян и не только.Волги хо-дят и еще будут ходить,благо что еще и по сей день изготавливаются запчасти,в том числе и за рубежем. Волгу 3102 сняли с производства преждевременно.Почему в этой модели убрали прежнее расположение топл.бака и запаски (в нище).?
враги сделали свое дело. волгу красавицу все таки сняли с производства .я лично езжу на газ 31105 с 402 дв и меня все устраивает на сто процентов .тем более что в нашей глуши бензин ооочень плохой .дед на 2401 юзал .отец на 3110 с 402 дв уже лет 15 и все в порядке .брат на 3110 с 406 дв и тоже доволен .кто нибудь народ спросил перед тем как сраный сайбер делать? видать не ту страну назвали гондурасом
1. Есть много дизайнерских образов новой волги 5 вариантах.
2. Есть много иностранных и отечественных авто которые стоят без дела много времени на автостоянках по всей России.
3. Есть ультиматум: Есть санкции нет патентам и лицензиям. Значит можно разбирать и изучать электронику и техническую составляющую иностранных авто. Ну а что они без дела стоят по многу лет на стоянках. Разбираем иностранцев изучаем и за одно освобождаем большую территорию нашей Родины от иностранного хлама.
1.Европейский автопром встал.
2.Экономика у них в задний проход ушла.
Сейчас самое время начать возрождение Нашей Волги
А иностранному Автопрому границу в Россию закрыть т.к. Россия является главным покупателем иностранного авто.
у меня была 3102, 406-2 инжектор, 1997г.вып.- постоянно цвела, а потом сгнила, в 2006г. сдал в утиль. Если б на сегодня 3102 выпускали как переднеприводную, кузов полностью оцинкованный — я бы её взял,, примерно за 800т.руб, за полноприводную версию с электромуфтами за 1млн.руб. Сейчас езжу на НИССАН X-Trail 2020г.вып., турбо дизель
Если мнение интересное дайте знать. Я тоже неравнодушен к Отечественному автопрому т.к. досих пор есть и Горьковский авто Газель и была ст Волга и сейчас в планах брать токо Российский авто.
прогресс неумолим. Пока экономика СССР была в тепличных условиях сверповышенного спроса автопром прекрасно существовал. Но как только рухнул социализм рухнула и вся экономика не способная существовать при конкуренции. Автомобили Волга были хороши пока не было выбора. Как бы это не странно звучало придумать или разработать много ума не надо гораздо больше ума надо чтоб создать рентабельное высокотехнологичное массовое производство. Меня всегда мучил вопрос во время 2 мировой войны фирмы США только танков Шерман выпустили за неполных 4 года 50000 штук это абсолютный рекорд причем не работая круглосуточно без выходных и не падая от изнеможения а просто как бы это были автомобили или паровозы. Ни германия с ее хваленным научно-техническим потенциалом ни СССР с массовым трудовым героизмом не могли такими трудовыми успехами похвастаться. Я уже не говорю о качестве продукции.
Америка не перевозила свое производство с место на место, не начинала работать в чистом поле и не отправляла своих рабочих на войну. И количество: всего выпущено а США 103 674 танка и САУ, а у СССР 104 079 танков и 24 767 САУ. Да и Т-34 считается специалистами лучшим в своем классе. Так что и с качеством не все однозначно.
Вчера Волгу видела. Мощная красивая и крутая. Не сравнить с иномарками….
Оставьте просторный кузов! Модель просто ВОЛГА! Механическую коробку и сделайте передний привод Уберите всю ненужную электронику и МАШИНЕ ЦЕНЫ НЕ БУДЕТ!!!!!
Верно подмечено кстати. Волга на механике с новым наружным дизайном волги. И советским качеством
Страдают они. А вот телеги с лошадьми ещё лучше были! Сена накосил, конягу подковал и в путь! Дёшево и сердито.