Легковой автомобиль ГАЗ М20 не зря назвали «Победой» – это действительно была победа во всех отношениях. Была выиграна Великая Отечественная война, появилась возможность поднять промышленность страны на высокий уровень. И новый автомобиль стал символом той эпохи.
Создание новой модели авто доказало, что в индустрии Советского Союза есть огромный потенциал и страна может производить продукцию, не уступающую по своим характеристикам товарам известных западных производителей. Если учесть, что выпуск ГАЗ М 20 начался почти сразу после окончания войны, то для нашего отечества такое событие можно считать большим достижением.
Вернуться к оглавлениюСодержание
История автомобиля ГАЗ «Победа»
Новая модель легкового автомобиля ГАЗ началась разрабатываться в довоенные годы. Тогда на Горьковском автозаводе было много конструкторских идей – в то же время задумывался проект нового грузовика ГАЗ 51, полным ходом шла разработка 6-цилиндрового двигателя ГАЗ 11. Но к проектированию легковушки среднего класса конструкторы вплотную приступили в 1943 году.
Именно в это время были определены базовые узлы и агрегаты, обозначены формы будущего кузова. В модели были свои характерные отличия от предыдущей марки ГАЗ М-1:
- Более низкий уровень пола по сравнению с предшественником;
- Расположение двигателя над передней балкой подвески;
- Наличие гидропривода в тормозной системе;
- Усовершенствованная независимая передняя подвеска;
- Двигатель с более высоким КПД;
- Обтекаемый кузов с «зализанными» крыльями;
- Улучшенный дизайн салона.
Вначале новая модель рассматривалась в двух вариантах исполнения в зависимости от двигателя, каждой из них присвоили свой индекс:
- С 6-цилинровым мотором – М-25;
- С 4-цилиндровым мотором – М-20.
Практически сразу после окончания войны «Победа» подверглась длительным испытаниям, и после успешного их завершения была представлена на рассмотрение высшему партийному правительству.
Проект получил одобрение, и в серийное производство было решено запустить более экономичный вариант – марку М-20. В дальнейшем это название так и закрепилось за автомобилем.
В стадии разработки автомобиля также рассматривалось название «Родина». Но Сталин не одобрил этот вариант. Когда речь шла о продаже машины, получалось, что продают Родину. К выпуску машины ГАЗ «Победа» приступили в конце июня 1946 года. Несмотря на успешные испытания, в машине выявилось много различных конструкторских недоработок и недоделок. Поэтому за последующие полгода с конвейера сошло всего лишь 23 автомобиля, и к массовой сборке на Горьковском автозаводе приступили лишь весной 1947-ого.
Уже в феврале 1948 года ГАЗ собрал 1000 единиц новой модели, а к началу осени появилось еще 700 машин «Победа».
Недочеты в конструкции заставили приостановить массовое производство, и темп выпуска автомобилей замедлился. Но к ноябрю 1949 года на автозаводе были построены новые производственные корпуса, к тому же устранили большинство основных недоработок модели. На ГАЗ М20 стали устанавливать отопитель, появились новые рессоры. Производство обновленного варианта возобновилось в полном объеме, а дефектные машины были возвращены в цеха автозавода для устранения недостатков. Правительство оценило старания заводчан, марка ГАЗ М 20 «Победа» в 1949 году была удостоена Сталинской премии.
Летом 1955 ГАЗ приступил к производству полноприводной модели на базе М-20. Издалека машину было трудно отличить от базовой версии, но при ближайшем рассмотрении была заметна более высокая посадка авто.
Таких автомобилей сделали 4677 шт., и они имели следующие внешние отличия:
- Увеличенный дорожный просвет;
- Шины и диски с радиусом R16 (6.50-16);
- Другие задние брызговики.
В то время полноприводных легковых автомобилей было немного, и ГАЗ М 72 считался одним из первых в мире машин в этом классе. Несмотря на большое внешнее сходство с М-20, «Победой» модель М-72 не называли.
На переднем значке ГАЗ М20 красовалась эмблема в форме буквы «М». Эта буква означала название Горьковского автозавода в те времена – завод был имени наркома Молотова. Название сохранялось до 1957 года, затем Молотов был освобожден от занимаемой должности, и его имя было убрано из аббревиатуры ГАЗ. Верхние уголки значка напоминали зубцы нижегородского кремля. Это так было задумано специально – значок подтверждал, что автомобиль создан именно в горьковской области.
Конструктивные особенности «Победы»
Прототипом ГАЗ М 20 в какой-то степени является Opel Kapitan, по крайней мере, много дизайнерских решений взято с этого автомобиля. Но собственные конструкторские решения сделали «Победу» неповторимой:
- Передние и задние крылья практически сливались с кузовом, что было новшеством в те времена;
- Петли всех четырех дверей крепились спереди стоек и двери открывались по ходу движения машины;
- Не было декоративных подножек.
Главным конструктором проекта ГАЗ «Победа» был Липгарт А.А. В состав конструкторской группы входили инженеры: Кригер, Кирсанов и Кириллов. Первый из перечисленных являлся заместителем главного конструктора, второй руководил группой. Кирсанов занимался разработкой кузова. Неповторимый облик автомобиля был создан благодаря художнику Самойлову, но Самойлов свой проект в виде реального автомобиля так и не увидел – художник трагически погиб в 1944 году. Первые же эскизы создавал художник Бродский в 1943 году.
Для «Победы» кузов и кузовные элементы впервые стали деталями своего, отечественного производства. До этого другие марки автомобилей получали детали от иностранных фирм, в частности, заказывали изготовление американским производителям.
Двигатель
Так как 6-цилиндровый двигатель ГАЗ 11 в серию не пошел, основным мотором на ГАЗ М20 стал 4-х цилиндровый ГАЗ 20. От мотора ГАЗ 11 новый силовой агрегат имел следующие отличия:
- Диаметр цилиндров, увеличенный с 81,88 до 88 мм;
- Объем двигателя, уменьшенный с 3,5 до 2,1 л (объем стал меньше за счет сокращения числа цилиндров);
- Максимальную мощность не более 52 л. с. (ГАЗ 11 имел мощность 70 л. с.).
Степень сжатия в цилиндрах была равна всего лишь 5,6, но такой низкий показатель позволял работать на низкооктановым 66-ом бензине. В послевоенные годы с топливом в стране были проблемы, и применение такой марки бензина позволяло хоть как-то выходить из положения. Но тяга мотора была слабая, и мотор с трудом справлялся со своими обязанностями даже на легковом автомобиле.
Коробка переключения передач и задний мост
Коробка передач имела три скорости вперед и передачу заднего хода. В ней не было синхронизаторов, рычаг КПП имел напольное расположение. Эта коробка была позаимствована у модели ГАЗ М1. В начале 50-х кодов прошлого столетия рычаг коробки переместили на рулевую колонку, а КПП взяли от автомобиля ЗИМ. В ней уже предусматривались синхронизаторы на второй и третьей передаче.
Задний мост не заимствовали с других моделей авто, он был спроектирован специально для марки ГАЗ М 20.
На главной передаче имелась пара спирально-конического типа. Неудобство конструкции в том, что для демонтажа полуосей приходилось полностью разбирать картер главной передачи.
Особенности кузова и салона
По временам послевоенных лет отделка кузова считалась сделанной на высоком уровне, что неоднократно отмечалось зарубежными специалистами в автомобильном деле. Кузов имел толстый слой металла (от 1 до 2 мм). Толще был металл на лонжеронах и в местах усиления кузова. По типу кузов классифицировался как «кабриолет».
Салон имел современную для своего времени компоновку, в нем присутствовали:
- Солнцезащитные козырьки для водителя и переднего пассажира;
- Потолочный фонарь, который включался при открывании двери;
- Салонное зеркало заднего вида;
- Звуковой сигнал высокого и низкого тона.
Были и другие полезные мелочи, типа подсветки багажного отсека и подкапотного пространства, или прикуривателя в консоли салона. В более поздних версиях «Победы» в системе отопления предусмотрели обогрев лобового стекла, а еще позднее автомобиль стал комплектоваться штатным радиоприемником.
Отдельных сидений, какие стоят в современных автомобилях, на «Победе» не было. Всего в машине было установлено два дивана: передний и задний. В то время не применялся велюр, «сидушки» обшивались шерстяной качественной тканью. Переднее сиденье имело регулировки и могло перемещаться вперед и назад. В машинах, предназначенных для такси, диваны обтягивались кожезаменителем.
Передняя и задняя подвеска, тормозная система
Принципиальная схема передней подвески ГАЗ М20 в дальнейшем применялась на всех моделях «Волги». Она была шкворневого типа, независимая, предусматривала наличие резьбовых втулок. Некоторые детали были позаимствованы с модели Opel Kapitan (амортизаторы, втулки резьбовые), но шкворневое устройство имело собственную разработку. Гидравлические амортизаторы были рычажного типа, то есть, одновременно служили верхними рычагами подвески. Точно такая же конструкция присутствовала и в задней подвеске, задняя ось крепилась на рессорах.
Тормозная система ГАЗ М 20 считалась самой совершенной в середине двадцатого века, впервые она стала гидравлической за все время советского автомобилестроения.
Но контур в системе был всего один, ни о каком разделении не могло быть и речи. То есть, если любой из 4 рабочих цилиндров начинал подтекать, тормоза пропадали совсем. Во всех моделях «Волги» с барабанными тормозами на передней подвеске устанавливались по два рабочих цилиндра на колесо.
На «Победе» на обеих подвесках присутствовало по одному цилиндру, каждый цилиндр разводил две колодки одновременно.
Электрическая часть
Электрооборудование «Победы» тоже отличалось современностью, в ней применялись самые передовые технологии послевоенных лет. Из особенностей электрической части можно отметить:
- Применение 12-вольтовой цепи. В то время считалось стандартным питание 6 вольт, но оно было очень капризным и доставляло немало хлопот с проводкой;
- Впервые отопитель салона стал обязательной частью в составе автомобиля. До 1950 года печка в салоне на советских машинах считалась дополнительной опцией и устанавливалась не часто;
- На задних крыльях автомобиля стояли по 2 габаритных фары с поворотниками, что было необычно для советских машин. Практически на всех авто других моделей был предусмотрен только левый фонарь сзади.
Комбинация приборов в салоне имела весь необходимый набор датчиков, информировавших водителя о состоянии автомобиля и скорости движения:
- Спидометр;
- Датчик уровня топлива;
- Датчик давления масла;
- Указатель температуры воды;
- Амперметр;
- Часы.
На панели также имелись две лампы указателя поворотов. Сама панель приборов изготавливалась из стали и красилась под цвет кузова, пластмассовые накладки украшали ее и придавали элегантность.
Модификации М 20 «Победа»
В целом модификаций у «Победы» не так уж было и много. За все двенадцать лет массового производства она дважды подвергалась модернизации, и все автомобили имеют условное разделение на три серии:
- ГАЗ М20. Базовая модель, машины первой и второй серии.1-ая серия (с 1946 по 1948 годы выпуска) выпускалась небольшими партиями, в серии много было брака и недоработок. Одно время было даже приостановлено производство, но с 1949 года начался выпуск второй серии «Победы». Были внесены значительные усовершенствования, выпуск продолжался до 1954 года;
- ГАЗ М 20В. Третья серия автомобилей, которая стартовала в 1955 году и закончилась вместе с прекращением выпуска ГАЗ «Победа» в целом. В машине поменялась решетка радиатора, в комплектацию добавили радиоприемник;
- ГАЗ М20А. Автомобиль, предназначенный для работы в такси. Его стали выпускать со второй серии «Победы» (с 1949 года). Всего было произведено свыше 37 тыс. экземпляров;
- ГАЗ М20 «Кабриолет». Машина с открытым верхом (без металлической крыши), производство было налажено с 1949 по 1953 год. Выпущено ~14тыс. автомобилей.
Изготавливались и небольшие партии М20 для служб безопасности, создавался супер кабриолет для проведения военных парадов, также в малой серии существовала и спортивная модель. В целом ГАЗ М20 «Победа» зарекомендовал себя с положительной стороны, и занял достойное место в истории отечественного автомобилестроения.
Зачем сюда лепить околхоженные автомобили? У кабриолета просто отсутствовал лист крыши. Все стойки остались на месте.
В двигателе Победа 4 цилиндра. Диаметр цилиндров в двигателе М-20 равен 82 мм (как у ГАЗ-51).
кстати, кузов авто, у которого съемная крыша, а боковины и стекла не съемные , называется фаэтон.