Полноприводный автомобиль ГАЗ 69 был одной из немногих легковых моделей с формулой 4х4, которые производил Горьковский автозавод. Серийное производство «козлика» началось в 1953 году, и выпуск модели продолжался почти двадцать лет. После горьковчане автомобиля подобного плана уже так больше и не создали, а машина получилась на редкость удачной. Впрочем, горьковчанами модель ГАЗ 69 собиралась недолго – производство модели было полностью перенесено на Ульяновский автозавод в 1956 году.
В дальнейшем ульяновцы и занялись разработкой легких внедорожников, занимаются они выпуском таких автомобилей до сих пор. Кстати, нередко «козлик» именуют УАЗ 69, и сразу после прекращения производства 69-ого начался выпуск другой не менее популярной модели УАЗ 469, но создателем уже был Ульяновский автомобильный завод. В общей сложности создано более 600 тыс. легковых внедорожников ГАЗ 69, включая различные модификации. Вернуться к оглавлению
Содержание
Общее описание ГАЗ-69
За основу легкового внедорожника ГАЗовцы взяли автомобиль ГАЗ 67, который хорошо себя зарекомендовал в военные и первые послевоенные годы.
Агрегаты и узлы новой марки были взяты от «Победы», ЗИМ и грузовика ГАЗ 51. Если ГАЗ 67 был создан для армейских нужд, то ГАЗ 69 пикап уже чаще использовался в народном хозяйстве. Автомобиль разрабатывался 5 лет (с 1948 по 1953), и его опытные образцы имели название «труженик». Машину в народе прозвали «козликом» за прыгучесть при езде по ухабам и кочкам, да за короткую базу и высокую посадку. С такой прыгучестью передвигаться на скорости в ГАЗ 69 становилось опасно – на внедорожнике можно было легко перевернуться.
Выпуск полноприводного ГАЗ был освоен в двух версиях:
- В 2-дверном варианте, с кузовом, оснащенным деревянными лавками, рассчитанным на 6 человек;
- В 4-дверном кузове, с посадкой в салоне 5-ти человек, с брезентовой крышей.
5-местный ГАЗик (модель ГАЗ 69А) имел народное название «командирский» или «председательский», в зависимости от того, где он применялся – в армии или колхозе.
Но автомобиль был явно не городским, да и не было смысла ему по городским дорогам ездить. Проходимости «козлика» в то время могли позавидовать все внедорожники мира – 69-ый с удивительной ловкостью преодолевал любой брод и выползал из самой непроходимой грязи.
Во второй половине XX века ГАЗ 69А часто использовался в качестве разъездной машины военной автоинспекции (ВАИ). В гражданском исполнении немало было автомобилей, которые нашли свое применение в ГУВД. Для милиции специально разработали модели с жестким верхом. На милицейских машинах салон разделялся на две части – впереди сидели водитель и патрульный милиционер, сзади кузов предназначался для правонорушителей.
Технические характеристики ГАЗ-69
В четырехдверный ГАЗ 69А садиться не очень удобно – двери в нем достаточно узкие. Но места в салоне хватает, и водитель размещается комфортно. Дизайн автомобиля считался в свое время передовым, впрочем, до сих пор внешний вид «козлика» нравится многим.
В салоне нет никаких излишеств, на передней панели только самые необходимые приборы – спидометр, датчик температуры, амперметр и указатель уровня топлива в баке.
Отопительная система и солцезащитные козырьки в машине присутствовали. Крышка багажника ГАЗ 69А откидывается, автомобиль имеет грузоподъемность 500 кг (без учета двух пассажиров). Кресла в салоне не слишком удобные – они обтянуты дермантином, и на ухабах и поворотах по ним пассажиры скользят. Ремней безопасности в то время не предусматривалось – ремнями только-только стали оснащаться «Форды» в Америке, а в Советском Союзе о них вообще даже и не слышали.
Стеклоочиститель лобового стекла на машине не такой, какой мы привыкли видеть на современных автомашинах. Трапеция (привод дворников) располагается сверху, практически на крыше. Соответственно, поводки со щетками очищают «ветровик» сверху вниз, а не наоборот.
Хорошей проходимости авто в немалой степени способствуют высокая посадка, минимальные свесы крыльев и бамперов, небольшой собственный вес автомашины. Несмотря на то, что ГАЗ 69А не оснащен гидроусилителем руля, рулевое колесо вращается легко, без особых усилий.
Под капотом легкового внедорожника разместился 2-литровый двигатель с нижним расположением клапанов. Его мощность составила 55 л. с., модель мотора – ГАЗ 20. ДВС ГАЗ 20 разработан на базе 6-цилиндрового двигателя ГАЗ 11, который применялся на легендарном грузовике ГАЗ 51. Мотор ГАЗ 20 имеет 4 цилиндра большего диаметра и работает на низкооктановом бензине А-66.
Двигатель ГАЗ 20 до этого устанавливался на машине ГАЗ М20 «Победа». На водяном насосе установлена металлическая массивная крыльчатка вентилятора, имеющая шесть лопастей. Коробка передач, само собой, была механическая, с тремя передачами вперед и одной задней скоростью. Подвеска очень жесткой получалась за счет рессор – все-таки это не грузовик, но машину и не предполагалось эксплуатировать в городе по ровным дорогам.
Полный привод колес на ГАЗ 69 не постоянный, включение переднего моста осуществляется при помощи раздаточной коробки.
В тормозной системе ГАЗ 69 усилитель тормозов не предусмотрен, и тормоза довольно жесткие. Внедорожник имеет рамную конструкцию, оба моста и силовой агрегат крепятся на раме. Оба моста ведущие, межосевого дифференциала в них нет. Рама прямоугольной замкнутой формы, имеет шесть поперечных усилений. На переднем мосту устанавливаются шариковые ШРУСы Bendix-Weiss.
Характеристики автомобиля ГАЗ 69 А:
- Размеры (длина/ширина/высота) – 3,85/1,75/2,0 метра, высота указана с учетом жесткой или брезентовой крыши;
- Максимальная скорость – 90км/час;
- Вес авто – 1,5 тонны;
- База колесная – 2,3 м;
- Колея передних и задних колес (одинаковая) – 1,44 м;
- Дорожный просвет – 21 см;
- Объем бензобака – 60 литров;
- Расход топлива – 14 л/100 км по паспорту (в реальности от 16 до 20 л в зависимости от условий эксплуатации).
Некоторые технические характеристики двигателя ГАЗ 20:
- Тип – карбюраторный, марка карбюратора К 22Д;
- Число цилиндров/ расположение – 4 в один ряд/ вдоль кузова;
- Охлаждение – жидкостное;
- Объем – 2,12 л;
- Материал блока цилиндров – чугун;
- Материал головки блока – алюминий;
- Степень сжатия – 6,2 (на бензине А-66);
- Мощность – 55 л. с.;
- Порядок работы цилиндров – 1/2/4/3.
Тюнинг ГАЗ-69А
Несмотря на свой очень солидный возраст, внедорожники ГАЗ 69 еще существуют в природе. И они не стоят в гаражах в качестве музейного экспоната, а ездят по дорогам. Как и любой ретро автомобиль, ГАЗ 69 часто подвергается тюнингу. Создается необычный дизайн авто, улучшается и без того хорошая его проходимость.
Вернуться к оглавлениюТюнинг ходовой части
О чем задумываются, когда речь заходит о тюнинге внедорожника? Конечно, в первую очередь об улучшении его технических характеристик. Чтобы увеличить проходимость ГАЗ 69, владельцы легендарного «козлика» делают лифтинг подвески, заодно и ставят колеса большего диаметра.
Высокая посадка автомобиля достигается, если на рессорах установить более длинные серьги или проставки между мостами и рессорами. Но увлекаясь лифингом, следует помнить, что и без того прыгучий внедорожник может на скорости легко опрокинуться. Вернуться к оглавлению
Внешний тюнинг
Несмотря на высокую проходимость, любой авто может забуксовать в непролазной грязи. Что еще нужно, чтобы не застрять на козлике в лесу? Установить прочные силовые бампера и лебедку. Если при этом покрасить машину в защитный цвет и приладить широкопрофильные колеса, ГАЗик будет выглядеть просто потрясающе.
Двигатель
После всех усовершенствований придется заменить мотор. Родной двигатель слабоват и морально устарел, да и в ремонте он уже не прост – запчасти на него найти в наше время сложно. Владельцы ГАЗ 69 стараются установить различные движки, например М10 или М40 от БМВ, «Волговские» ЗМЗ 402 или ЗМЗ 406, ульяновские УМЗ 417 или УМЗ 421. С моторами УАЗ переделок получается меньше, и не так дорого обходится замена.