Волга 23-й модели — специальная модификация базового седана ГАЗ-21 для спецслужб. Выпускалась на Горьковском автомобильном заводе с 1962 по 1970 год в цехе малых серий. От серийного автомобиля отличалась двигателем повышенной мощности и наличием автоматической коробки передач. В розничную продажу не поступала. Предназначалась для КГБ СССР и спецслужб социалистических стран.
Содержание
Отличительные характеристики
На машину устанавливался V-образный 8-цилиндровый двигатель от автомобиля ГАЗ 13 Чайка. Его рабочий объем цилиндров — 5526 см³. Максимальная мощность 195 л. с. при 4400 об/мин. Максимальный крутящий момент — 412 Нм при 2500 об/мин. Система питания: с четырехкамерным карбюратором. Рекомендованное топливо — АИ-93, Б-91 «Экстра», А-95 или А-98.
С таким силовым агрегатом 23-я Волга легко разгонялась до 160 км/час. Время разгона с 0 до 100 км/ч не превышало 16 секунд.
Коробка передач автоматическая, 3-ступенчатая, с гидротрансформатором. Взята от Чайки, так как стандартная механическая коробка от ГАЗ 21 не смогла бы «переварить» возросшую вдвое мощность и крутящий момент.
Масса стандартной Волги ГАЗ-21 составляла 1420 кг. Масса 23-й Волги была больше на 200-300 кг в зависимости от того, установлена ли на машину аппаратура спецсвязи.
Расход топлива по причине меняющихся условий движения варьировался от 25 до 30 л/100 км. В связи с тем, что он возрос, объем топливного бака был увеличен до 80 л.
Вернуться к оглавлениюТехнические и конструктивные решения
При проектировке автомобиля ГАЗ 21 конструкторы предусматривали возможность установки широкой гаммы четырех-, шести- и даже восьмицилиндровых моторов. Однако в серию Волга пошла только с одним типом двигателя. Но конструкторский задел пригодился при создании спецверсии автомобиля для КГБ. Мощный 8-цилиндровый мотор с трудом, но уместился в подкапотное пространство.
Правда, силовой агрегат пришлось наклонить вдоль оси коленвала по часовой стрелке, установить новый масляный поддон, переделать выхлопные коллекторы. Модифицированный двигатель получил свое обозначение — ГАЗ 21.
В конструкции автоматической коробки передач пришлось изменить блок управления. На Чайке устанавливалось кнопочное управление трансмиссией. На Волге — стандартный подрулевой рычаг, внешне неотличимый от массовых моделей ГАЗ 21.
Квадрант-указатель режимов работы коробки передач был далеко не на всех экземплярах. В первую очередь, для обеспечения конспирации: 23-я Волга не должна ничем отличаться от 21-й. К тому же этот узел показал себя крайне ненадежным в эксплуатации. Например, при обслуживании снять его в рулевой колонки, не повредив, было почти невозможно.
Смотрите в видео: технический обзор ГАЗ-23.
Вернуться к оглавлениюДругие конструктивные отличия
Кузов автомобиля подвергся серьезным изменениям с целью его усиления. Передние лонжероны и рычаги подвески были изготовлены из более толстого металла. На внутреннюю сторону крышки капота приваривался усилитель. Фальшрадиаторная решетка изготавливалась индивидуально. Внешне она походила на стандартную, но по форме отличалась, чтобы установить большой радиатор охлаждения (тоже от Чайки). В отличие от стандартного кузов для спецверсий фосфатировался для обеспечения высокой антикоррозионной стойкости.
Из-за установки более тяжелого двигателя распределение массы по осям сильно нарушилось. Теперь на переднюю ось приходился гораздо больший вес, а задняя оказывалась полностью разгруженной. Управляемость ГАЗ 23 стала отвратительной.
Согласно одним версиям, для улучшения развесовки в багажник автомобилей устанавливался балласт: свинцовая плита или несколько бордюрных камней. Они догружали заднюю ось, делая управляемость более-менее приемлемой. Однако из всех сохранившихся экземпляров нет ни одной с балластом или креплениями для него.
По другим версиям, в багажник автомобилей для КГБ устанавливалась засекреченная аппаратура спецсвязи общей массой около 150 кг. Она и играла роль противовеса. Эта версия более правдоподобна, так как замок багажника имел конструкцию, позволяющую открыть его только из салона.
Ручка открывания багажника располагалась между подушкой и спинкой сиденья правого заднего пассажира. Для разблокировки багажника было необходимо открыть заднюю правую дверь. После этого дверь невозможно было закрыть, пока багажник не будет снова заблокирован.
Тормозная система 21-й Волги никогда не имела усилителя. Не стала исключением и 23-я Волга. Поэтому «осадить» машину со скорости 160 км/час было трудноразрешимым делом. Однако на спецверсии тормозные механизмы все же усилили. Были установлены новые литые тормозные барабаны, колодки повышенной надежности и долговечности, более производительный главный тормозной цилиндр, тормозная жидкость более высокого качества.
Пружины передней подвески и рессоры задней изготавливались из металла потолще. Применялись амортизаторы рычажного типа, скорее всего, от ЗИМа.
Двигатель V8 имеет 2 выпускных коллектора, а стандартная Волга — одну выхлопную трубу. Поэтому автомобили оснащали резонатором, объединяющим коллекторы в эту трубу. Потому в ногах переднего пассажира появлялась характерная выпуклость в полу. Однако Волги, идущие за рубеж, все же оснащались двумя выхлопными трубами.
Главная передача заднего моста была разработана специально для этой Волги. Ее передаточное число равнялось 3,38. С течением времени эта разработка перекочевала и на саму Чайку. Часть автомобилей штатно оснащалась двумя аккумуляторными батареями вместо одной. Скорее всего, это были версии, предназначенные для установки аппаратуры спецсвязи.
Советуем посмотреть: как работает двигатель ГАЗ-23.
На модели ГАЗ 21 стояли обыкновенные закаленные стекла. На 23-й модели остекление выполнялось из стекла типа триплекс. Считалось, что злоумышленникам будет трудно разбить такие стекла и угнать автомобиль.
На панели приборов устанавливался дополнительный тумблер, отключающий все источники света (фары, фонари, плафоны освещения), чтобы на машине можно было быстро скрыться в темноте.
Выпуск и эксплуатация автомобилей
В период с 1962 по 1970 был выпущен 601 экземпляр (по другим данным 603) автомобиля Волга ГАЗ 23 в нескольких модификациях:
- ГАЗ 23 — штатная модель;
- ГАЗ 23 А — опытный экземпляр с механической коробкой передач от ГАЗ 21;
- ГАЗ 23 А1 — автомобили со спецсвязью;
- ГАЗ 23 Б — экспортные версии с улучшенной отделкой интерьера и экстерьера.
Экспортная версия 23-й Волги отличалась от обычной наличием хромированных оконных окантовок, хромированных подоконников, левого зеркала заднего вида и покрышек с белыми боковинами.
Отдельные модели ГАЗ 23 могли оборудоваться более богатой отделкой салона, кожаными диванами, фарами-искателями и дополнительной шумоизоляцией.
Мощная версия Волги высоко ценилась работниками КГБ и различных спецслужб, так как позволялавыполнять широкий спектр задач:
- сопровождать правительственные лимузины Чайка, ЗИС и ЗИЛ на высокой скорости;
- осуществлять высокоскоростное патрулирование;
- вести слежку за иностранными шпионами и дипломатами, передвигавшимися на мощных иномарках.
По отзывам сотрудников госбезопасности, эксплуатировавших эти авто, они отличались высокой надежностью и долговечностью. Гораздо прочнее, чем последующая модель ГАЗ 24-24. Она легко выдерживала столкновения с бордюрами, прыжки с песчаных насыпей и многие другие тяготы службы.
Хотя это могло быть связано с тем, что машины использовались и обслуживались опытными и грамотными техническими специалистами с соблюдением всех правил и норм, с применением качественных запчастей и горюче-смазочных материалов.
Советуем посмотреть: работа силовой установки на ГАЗ-23.
Однако сверхплотная установка узлов в подкапотное пространство не могла не дать негативных результатов. Продолжительная езда на высоких скоростях или в жаркую погоду приводила к перегреву двигателя. Радиатор охлаждения справлялся с трудом. Отопитель, как и на 21-й Волге, был очень слабым.
Во времена СССР автомобиль был строго засекречен. Простые советские граждане узнали о его существовании лишь в 90-е годы. Водителям подобных Волг категорически не только запрещалось распространять информацию об этом автомобиле, но даже открывать капот и багажник в общественных местах. Это можно было делать только внутри охраняемых гаражей особого назначения.
В целях обеспечения секретности на ГАЗ 23 применялась особая серия ключей для замков зажигания и дверей. Благодаря использованию в цилиндрах замков специальных личинок для их открывания подходили только ключи особой серии.
Согласно инструкциям, после выработки срока службы аппаратура спецсвязи в обязательном порядке демонтировалась с автомобиля. Сама машина подлежала уничтожению.
Однако некоторые экземпляры уцелели и до наших дней. Большинство из них разукомплектованы, так как найти оригинальные запчасти на мотор и коробку Чайки почти нереально. Многие «переделаны обратно» с установкой обычного 4-цилиндрового мотора и механической коробки передач.
Полностью оригинальные конструкции сохранились в считаных экземплярах и стоят очень дорого среди ценителей и коллекционеров.
Как работает двигатель ГАЗ 23 очень интересно. Но совсем не интересен двигатель от ГАЗ 23 на автомобиле ГАЗ 21…