До сих пор роскошно смотрится этот автомобиль – Волга ГАЗ 21. Прошли годы, даже, скорее, десятилетия, изменилось множество моделей авто на наших дорогах, активно и прочно пришли в нашу жизнь автомобили иностранного производства.
Классическая волга ГАЗ 21
Да, появилось множество авто, которые более мощны, технические характеристики, которых значительно превосходят это чудо советского автопрома. Да, расход топлива этой машиной совершенно не соответствует современным требованиям, связанным с повсеместной борьбой за энергосбережение, но мало кто из автолюбителей, подойдя к увиденному на улице автомобилю ГАЗ 21, или тем паче ГАЗ М21, не поймает себя на желании заботливо погладить его капот, прикоснуться к крыше или стойкам.
авто ГАЗ М21 1956 года выпуска
В качестве прообраза тогдашней новинки отечественного автопроизводства многие находили черты некоторых моделей «Шевроле» или фордовские разработки, но здесь вряд ли речь может идти о каком-либо плагиате.
В то время очень многие автопроизводители закупали образцы моделей конкурентов, разбирали их едва ли не по винтикам, изучая типы материала, пошедшего на изготовление тех или иных деталей.
Изучались типы соединений деталей, различные конструктивные решения, и так далее. По тому же пути пошёл и корпус советских автомобильных конструкторов.
Схема устройства 21 волги
Выпускалась «двадцать первая», а на самом деле, первая модель «Волги» в течение четырнадцати лет, пережив много испытаний, модернизаций, изменений конструкции, типов кузова ( «седан», «универсал»). Начнём с истории.
Вернуться к оглавлениюСодержание
История создания легендарной «Волги»
История создания поистине легендарного советского автомобиля началась ещё в 1953 году, когда было принято решение о начале разработок такой модели автомобиля, которая во многом повторяет линии и общую канву американской тогдашней дизайнерской школы, но все, же ей удалось придать определённые аутентичные черты.
Волга газ 21 1953 года выпуска
Их оборудовали тогда ещё тоже опытными двигателями с верхними клапанами и камерой сгорания в форме полусферы, а также характерной особенностью их было наличие цепного привода распределительного вала. Эксперименты с такой конструкцией дали негативные результаты и было принято решение в серийный выпуск их не отправлять.
Поначалу разрабатывались два проекта, один назывался ГАЗ М21 «Волга», другой – ГАЗ М21 «Звезда». Кстати, звезда, расположенная на решётке радиатора однобалочной конструкции долгое время была отличительным знаком и в честь неё называли саму модель автомобиля.
Радиаторная решетка ГАЗ 21 третьей серии
Но «Волга» даже на испытаниях показала себя значительно лучше, она превосходила «Победу» в большинстве технических характеристик, она была более динамична, более маневренна и превзошла в экономичности потребления топлива.
Производство в те годы было ещё достаточно несовершенным, хотя прогресс в области автомобилестроения был, конечно, налицо, но путь от испытания новой модели авто до его поступления в серию, то есть, в серийный выпуск занимал годы.
Так первая серия автомобиля «Волга» была выпущена уже в 1956, то есть, спустя годы после начала конструкторских разработок.
Начало серийного производства
Но полученный результат достоин того, чтобы потратить некоторое время на описание конструкции нового (тогда ещё, нового) автомобиля. Во-первых, было разработано две коробки передач, автоматическая и механическая. Обе коробки передач имели по три ступени. При этом, что характерно, у главной передачи на этой модели автомобиля конструкция была конусоидальной, это уже более поздние модели имели гипоидную главную передачу.
У тогдашнего автомобиля ГАЗ М 21 была задняя подвеска независимого типа и гидравлические амортизаторы рычажной конструкции. Также независимой была задняя подвеска, опиравшаяся на рессоры формой, напоминавшие полуэллипс.
Ну а что касается внешнего вида, то до сих пор, как любят шутить многие автомобилисты, главной деталью «Волги» ГАЗ 21 остаётся олень, вздымающийся в передней части капота. А от этой «главной детали» до переднего стекла шёл молдинг. Появилась вместо прежней «маршальской» новая решётка радиатора, так называемые «акульи зубы», где вертикальные широкие стойки перемежались отверстиями. Что добавляло общей конструкции особого колорита.
Особого внимания заслуживает салон автомобиля. При всей тогдашней советской склонности к гигантизму салон даже по тем временам, казался огромным. Вместительность всего авто до сих пор порождает легенды. Кстати, большие размеры, скажем, багажника являются безусловным плюсом, ибо современный обладатель ГАЗ 21 или те, у кого ещё сохранился ГАЗ М 21 могут считать себя счастливыми обладателями, если позволите, то полугрузовой модели автомобиля. Вес груза, который может перевести «Волга», сравним мало с каким другим легковым авто.
полугрузовая волга газ 21
Итак, началом серийного выпуска официально принято считать 1957 год.
Но хотя и начался серийный выпуск, но двигатель, которым укомплектовывали ГАЗ М 21, предшественника ГАЗ 21, был позаимствован у более ранних автомобилей, таких как «Победа» или «ЗИМ». Свой двигатель «Волга» всё-таки получила, но несколько позднее, и, в том, же году, и это был новый двигатель ЗМЗ – 21, произведённый на специально для этих целей построенном Заволжском моторном заводе. Что касается технических характеристик этого мотора, то у него был объём 2,4 литра и мощность семьдесят лошадиных сил. Это был алюминиевый двигатель, верхнеклапанной конструкции, достаточно новаторский для своего времени.
И, кстати, тогда же появилась серия ГАЗ М 21, которая была укомплектована автоматической коробкой переключения передач ( три ступени) и жидкостным трансформатором. Но эта инновация была тогда обречена в СССР на неудачу, так как качество смазочных материалов было не просто на низком уровне, а совсем низким, то первые ГАЗ 21 с АКПП принесли своим обладателям больше неприятностей, чем удовольствия.
А уже с 1958 года выпуск автомобилей «Волга» с коробкой-автоматом был на неопределённый срок приостановлен и выпускались машины, укомплектованные исключительно механической КПП. В том же самом году произошло ещё немало экстраординарных событий.
автоматическая коробка передач газ 21
В то время ещё не существовало никаких международных автосалонов, да и автовыставки были большой редкостью, но фурор, который произвела «Волга» ГАЗ 21 в европейских странах лучше всего описывают, прилипшие к советскому автомобилю прозвища, такие, как «танк на колёсах», или более элегантное «танк во фраке». К этому времени производство ГАЗ М 21 было прекращено, и в «серию» шла только «двадцать первая» «Волга» не снабжённая никакими дополнительными литерами в названии модели.
Вернуться к оглавлениюЭксплуатационные данные и технические характеристики Волги ГАЗ-21
Автомобиль ГАЗ 21 стал достойным приемником «Победы М-20» и продержался на конвейере Горьковского автозавода почти 14 лет. За это время машина дважды подвергался модернизации, но даже первые серийные машины имели большую популярность и определенный успех.
Пример Волги ГАЗ 21 черного цвета
Габариты ГАЗ 21
Нельзя сказать, что по меркам легковых автомобилей «Волга» ГАЗ 21 была компактной. Хотя машина и относилась к среднему классу, размеры у нее довольно внушительные. Модель седан имеет длину 4,77 м, ширину 1,8 м и высоту 1,62 м. Такие габариты позволяли салону быть достаточно просторным и комфортным, в нем легко размещалось пять человек, включая водителя. Расстояние между осями (колесная база) у «Волги» равняется 2,7 м. Кузов имеет 4 двери.
В производстве также значится ГАЗ 22 – версия легковой машины в кузове типа «универсал».
Так выглядит классическая волга Газ-22 с кузовом универсал
Дверь багажника состояла из двух половинок – верхней и нижней. Салон позволял перевозить уже 7 человек, и в нем помещалось три ряда сидений. Последний ряд складывался, и объем багажного отделения заметно увеличивался. Других принципиальных отличий ГАЗ 22 и ГАЗ 21 не было.
В отличие от предшественника «Победы», «Волга» имела хорошую обзорность за счет установленного панорамного лобового стекла. Колея передних колес 21-ой равна 1, 41м, задние колеса – колея 1, 42 м. ГАЗ21 обладает неплохим радиусом разворота, и в целом почти не отстает от современных автомобилей по этому показателю.
Оригинально покрашенная Волга 21
Эксплуатационные данные
Согласно руководству по эксплуатации автомобиля, ГАЗ 21 имеет следующие характеристики:
- Расход топлива 13,5 л на 100 км пробега в смешанном цикле по реальным данным (по городу и на трассе). В руководстве значится 9 литров/100 км, но это явно заниженный показатель. При этом двигатель рассчитан на применение бензина А-72 или А-80, в зависимости от модификации мотора;
- Максимально допустимая скорость 130 км в час. Минусом на «Волге» является то, что на скорости более 100 км/ч резко возрастает расход топлива;
- Снаряженная масса авто 1460 кг. Существует миф, что «двадцать первая» весит более двух тонн. На самом деле, модель лишь на сорок килограммов тяжелее ГАЗ 24. Просто внушительный внешний вид ГАЗ 21 создает обманчивое впечатление;
- Максимально допустимая полная масса 1885 кг. Такой вес подразумевает наличие пяти человек в салоне и груза в багажнике 50 кг. Следует отметить, что многие современные автомобили имеют более высокий показатель, хотя и не считаются «тяжеловесами»;
- Объем бензинового бака 60л. В городском режиме полностью заправленного бака хватало на 400 км пути, на трассе можно было рассчитывать и на 500 км.
Безопасность автомобиля была не на самом высоком уровне. Виной тому было полное отсутствие ремней безопасности. К тому же рулевые тяги были так расположены, что при любом серьезном ударе жесткое рулевое управление в салоне смещалось назад, и шанс у водителя выжить был не очень большой.
Технические характеристики двигателя
В шестидесятые годы прошлого века конструктивно ЗМЗ 21 считался совершенным двигателем не только по советским меркам, но и в мировом значении.
Графики показывающие характеристики двигателя газ 21
ЗМЗ 21(ЗМЗ-21А) устанавливался на модели ГАЗ 21 с 1957 года и обладал следующими характеристиками:
- Объем двигателя 2,445 л. Следует отметить, что последующие версии моторов ЗМЗ 24, ЗМЗ-402 (4021), ЗМЗ-4022, а также многие силовые агрегаты Ульяновского моторного завода имели точно такой же «литраж»;
- Мощность 70 л. с. в стандартной комплектации (затем увеличена до 75 л. с.), и 80 л. с. в экспортном варианте (в последствии 85 л. с.);
- Диаметр поршня/ ход поршня 92х92 мм. 92мм – это размер стандартного поршня. Также существуют ремонтные поршни 92,5 мм, 93,0 мм, 93,5 мм;
- Число цилиндров 4, степень сжатия от 6,6 до 8,5 в зависимости от модификации.
Здесь история почему-то умалчивает о разнице в головках блока цилиндров – именно от размера камеры сгорания в головках и зависит мощность мотора и марка бензина, на котором он должен работать. Так вот, двигатель с высотой ГБЦ 98 мм имел степень сжатия 6,6, а с высотой ГБЦ 94 мм – 8,5;
- Диаметр стандартных коренных шеек коленчатого вала 64 мм, диаметр шатунных шеек 58 мм. Коленчатый вал имеет шесть ремонтных размеров, каждый размер имеет ремонтное увеличение на 0,25 мм. Последний размер вкладышей имеет размер 1,5;
- Расположение клапанов верхнее, диаметр посадочного места впускного клапана 44 мм, у выпускного клапана тарелка имеет диаметр 36 мм;
- Расположение распредвала нижнее, вал приводится от движения коленвала через пару распределительных шестерен.
Технические характеристики трансмиссии и сцепления
Модель автомашины ГАЗ 21 имеет задний привод колес (колесная формула 4х2). Первый модели «Волги» выпускались в двух вариантах – с трехступенчатой механической коробкой передач и с автоматической трехступенчатой КПП.
С автоматической КПП «Волга» производилась недолго, в Советском Союзе не хватало квалифицированных мастеров для обслуживания автоматической трансмиссии, не было в нужном объеме специального масла. К тому же, на 4-х цилиндровом двигателе получался слабый разгон автомобиля, максимальная скорость была меньше, чем с механической КПП.
ГАЗ выпустил в серийное производство около 1500–1700 машин с КПП автомат при общем количестве около 640 тысяч экземпляров «Волги 21». Существует мнение, что с АКПП выпущено всего 700 машин, но это не так.
Схема сцепления двадцать первой волги
Механическая КПП досталась по наследству от ГАЗ М 20, только отличалась присутствием ручного тормоза, который устанавливался на задней части коробки (барабанного типа).
Так как МКПП изначально разрабатывалась для автомобиля ЗИМ 12, она имела достаточный запас по прочности.
К недостаткам конструкции можно отнести несинхронизированную первую передачу и ручное управление коробкой. Есть мнение, что на ГАЗ 21 устанавливалась 4-х ступенчатая «механика». Но завод не выпускал с конвейера автомобили в такой комплектации, разве что умельцы вносили изменения в конструкцию своими руками.
Переключатель передач, находившийся на рулевом управлении, имел длинные тяги.
Схема устройства переключения передач в Волге
Сцепление на «Волге» также досталось от «Победы», но уже имело гидравлический привод, на ГАЗ М 20 был механическое включение. У нового сцепления были преимущества:
- Легче стал выжим педали;
- Перестала лететь грязь и вода в салон, так как была устранена прорезь вокруг педали, которая была необходима при механическом приводе.
Технические данные трансмиссии и сцепления:
- Коробка переключения передач – механическая трехскоростная, с управлением на руле. Синхронизирована на 2-ой и 3-ей передаче. Передаточные числа 1,2,3 передачи – 3,115/ 1,772/ 1,000. Задняя передача имеет передаточное число 3,738;
Схема устройства КПП газ 21
- Карданный вал. Из двух валов и трех крестовин. Оснащен промежуточной опорой;
- Задний мост. Корпус разъемный, имеет литой чугунный картер («чулок»), состоит из двух половинок. В корпусе находится главная передача гипоидного типа, количество зубьев на паре 41/9. Дифференциал с коническими сателлитами (4шт.). Привод на колеса передается через полуоси (2 шт.);
- Сцепление. Один ведомый и один ведущий диск («корзина»). Ведущий диск регулируемый, регулировка осуществляется трем лапками. Привод сцепления гидравлический, в приводе предусмотрены два цилиндра: рабочий и главный. Главный цилиндр имеет общий корпус с главным тормозным цилиндром.
Топливная система
Топливная система на ГАЗ 21 карбюраторного типа.
Так выглядит топливный насос двадцать первой Волги
Карбюратор на «Волге» были трех модификаций, марка менялась в зависимости от года выпуска. К первой партии причисляются автомобили 1956–58 годов выпуска, к второй серии ГАЗ 21 относятся машины до 1962 года. Третье поколение выпускалось с 1962 по 1970 год. Первоначально «Волги» комплектовались карбюратором марки К-22И, они устанавливались в основном на моделях первой и второй серии.
Пример карбюратора для Волги
После прекращения серийного выпуска машины в запчастях шла модификация К-129, мало чем отличающаяся от К-124. Все карбюраторы тогда были еще однокамерными, а посадочное место в коллекторе для них было унифицированным. То есть, взаимозаменяемость устройств была полная.
Характеристики подвесок
Передняя подвеска «Волги» 21 пружинная, независимая. Поворотные кулаки имеют шкворневое соединение. На первых моделях машины верхние рычаги подвески служили еще и амортизаторами – к ним подводилась амортизаторная жидкость по резиновым шлангам. Но такая схема была весьма неудобной, и в дальнейшем стали устанавливаться более привычные для наших времен амортизаторы телескопического типа. Передняя подвеска состояла из следующих частей:
- Передняя несущая балка. Она являлась основой подвески, и к ней крепились все остальные детали;
- Рычаги – два нижних и два верхних. Все рычаги составные, каждый из двух частей. К нижним рычагам крепится нижняя площадка под пружину, верхней площадкой является сама балка;
- Пружины. Они обеспечивают плавность хода при движении автомобиля;
- Шкворневая стойка. Соединяет между собой рычаги подвески. К ней крепится поворотный кулак. Стойки всего две, на каждое колесо по одной;
- Поворотный кулак. Их тоже два – правый и левый, и между собой они не взаимозаменяемы;
- Передняя ступица. По одной с каждого колеса, передние ступицы одинаковые, заменяемые между собой. В ступицы впрессовываются шпильки, а колеса прикручиваются гайками.
В первой серии ГАЗ 21 существовала централизованная система смазки (ЦСС). На передней подвеске для смазывания было предусмотрено точек в количестве 21 штуки.
Подробная схема питания газ 21
Задняя подвеска 21-ой оснащена рессорами и гидравлическими амортизаторами. Также на первой серии «Волги» амортизаторы были рычажного типа, позднее их заменили на более всем привычные гидравлические амортизаторы.
Рулевое управление
Рулевое управление ГАЗ 21 состоит из следующих деталей:
- Рулевое колесо;
- Рулевая колонка нерегулируемая;
- Рулевой редуктор (механизм, передаточное число червячной передачи 18,2);
- Рулевые тяги и наконечники;
- Маятниковый механизм.
Рулевая колонка с механизмом соединяется с помощью эластичной муфты. Механизм на «Волгу» перешел от «Победы», рулевая трапеция (все тяги, наконечники и маятниковый механизм) сделана по типу ГАЗ 12.
Тормозная система
Тормозная система ГАЗ 21 устроена предельно просто. В ней нет вакуумного усилителя тормозов, гидравлика имеет только один контур. Все колеса имеют барабанные механизмы, на передней подвеске установлены по два рабочих цилиндра, на задней подвеске предусмотрено по одному тормозному цилиндру на колесо.
Интересно устроен главный тормозной цилиндр – он имеет общий корпус с главным цилиндром сцепления. Но вряд ли такое конструктивное решение является правильным, при любом подтекании тормозной жидкости одновременно пропадают и тормоза, и сцепление. Еще неудобна одноконтурная система – если «летят» манжеты на одном рабочем цилиндре, то тормозов тоже не будет.
Схема устройства тормозной системы Волги
Шестидесятые годы
Так постепенно мир, а вместе с ним и советское автомобильное производство въехали в шестидесятые годы.
Так выглядит салон двадцать первой Волги
Первая серия выпуска «Волги», как и все за ней последовавшие в пятидесятые годы, были характерны тканевой обивкой салона. Теперь салон украсили новыми дерматиновыми креслами и, всё тем же, диваном сзади. Но принципиально, то есть, в техническом отношении изменилось мало что. И это несмотря на то, что за всю свою историю автомобиль претерпел множество изменений, но до серийного выпуска многие изменения так и не дошли, оставшись либо экспериментальными, либо секретными (типа, некоторых разработок для КГБ).
Недостатки и преимущества
Двигатель же не претерпел особых изменений. Его технические характеристики остались на том же примерно уровне, ненамного отличаясь от двигателя «Победы». Многое в конструкции оставалось достаточно устаревшим. Например, конструктора ГАЗ 21 никак не могли решиться на изменение конструкции амортизаторов, отдавая предпочтение рычажному типу, не изменившемуся со времени первого выпуска автомобиля. Только достаточно большой собственный вес машины заставил через некоторое время изменить их конструкцию на более прогрессивную телескопическую модель амортизаторов.
По уже описанной причине не получилось наладить выпуск авто с коробкой-автоматом. Снова-таки, большой вес машины, и отсутствие гидроусилителей в конструкции рулевого управления и в конструкции тормозной системы сделало достаточно физически затратным вождение ГАЗ 21.
Тормозная система Газ 21
Но, это то, что касается недостатков. Были, конечно же, неоспоримые достоинства. Всем известны легенды о «вечном» кузове «Волги», которому нет сноса. Это обстоятельство, подкреплённое большим весом нашей машины, породило миф о невероятно толстом металле, из которого сделан капот. Но это, мягко говоря, не совсем правда.
Высокая коррозионная стойкость достигалась фосфатированием конструкционной стали, применяемой в производстве. Покраска, таких элементов привела к тому, что первые модели были окрашены настолько надёжно, что при соблюдении правильных режимов эксплуатации и хранения, их краска продолжает оставаться в превосходном состоянии и до сих пор. Так что вес уж здесь-то совершенно не при чём.
Неоспоримым достоинством этого авто также является невысокая цена и высокий уровень взаимозаменяемости деталей.
Это утверждение справедливо до такой степени, что к конструкции «Волги» подходят многие детали с автомобилей типа ГАЗ или УАЗ. В исключительных случаях удаётся даже заменить что-либо деталями с ВАЗ.
Благодаря этому обстоятельству, применение довольно-таки пожилого автомобиля, которым, без сомнения, является в наши дни ГАЗ-21 по-прежнему возможно из-за того, что всегда наличествуют необходимые запасные детали на рынке в необходимом количестве для ремонта газ 21.
Сегодняшний день легендарной «Волги»
Автомобили продолжают пребывать в рабочем состоянии, служить своим хозяевам и не думают отправляться на свалку. Особенно примечателен на этот счёт пример той же тюнингованной «Волги» с кузовом модели «универсал». Салон «универсала» позволял этому авто достаточно долго служить в народном хозяйстве доже в качестве кареты «скорой медицинской помощи». Столь был внушителен и вместителен салон, что позволял поместить в него носилки с пострадавшим и позволял оказывать первую помощь по дороге в медицинское учреждение.
Эта модель ГАЗ – М22 была достаточно широко распространена в своё время. И если машину с обычным капотом мы позволили себе сравнить с полугрузовой машиной, то «универсал» вполне тянет на полноценную грузовую машину в наше время.
модификация Волги ГАЗ – М22
Можно предположить, что поскольку инструкции наш потребитель читать не любит и не хочет, то официально разрешённый вес для «универсала» наши пользователи авто умножали, кто на два, кто и на четыре. И ничего, справлялась старушка!
Очень хороший сайт.