Горьковский автозавод имеет богатую историю, более чем за 80 лет своего существования с его конвейера сошло огромное количество различных автомобилей. В модельном ряду есть как грузовики, так и легковые машины. Некоторые модели ГАЗ стали легендами советского и российского автопрома, и серийный выпуск некоторых марок исчисляется миллионами экземпляров.
Внешний вид легенды советского автопрома Волги ГАЗ 21
Содержание
Немного истории
История начинается с 1932 года, когда горьковчане освоили первый грузовик ГАЗ АА и легковушку ГАЗ А. Но особую популярность в довоенное время завоевала модель ГАЗ 1, которую в простонародье называли «Эмкой». В первые послевоенные годы началось производство знаменитой «Победы», а грузовой модельный ряд пополнился маркой ГАЗ 51.
С 1959 года с заводского конвейера сошла первая «Волга» ГАЗ 21, положившая начало серии легковых автомобилей. ГАЗ 51 тоже имел немало последователей, в этой категории есть даже целые поколения. Кстати, новое поколение грузовых автомобилей продолжается, а вот «Волги» уже прекратили свое существование.
В ГАЗовском модельном ряде есть и внедорожники.
Модификация первого советского внедорожника ГАЗ 67Б
ГАЗ никогда не стоял на месте, и все время находил оригинальные конструкторские решения. Так в 1994 впервые в России был спроектирован малотоннажный грузовик ГАЗ 3302 («Газель») и запущен в серию. С этой модели начинается новое поколение машин отдельно стоящего класса, который скорее определяется как коммерческий транспорт. В этой категории не только грузовые авто малой грузоподъемности, но и минивэны, цельнометаллические фургоны, микроавтобусы, различные спецавтомобили.
Производство легковых автомобилей «Волга»
Первая легковая машина из серии «Волга» пришла на смену уже морально устаревшей «Победе» М 20 в 1956 году. В отличие от предшественника, ГАЗ 21 был оснащен современным по тем временам двигателем с блоком цилиндров из алюминиевого сплава и алюминиевой головкой блока цилиндров.
Легковушка дважды подвергалась модернизации (в 1959 и 1962 году), марка широко использовалась в такси и в качестве служебного транспорта. Иметь личную «Волгу» в советское время считалось верхом престижа, о ней мечтали многие советские граждане.
В 1970 году производство ГАЗ 21 было свернуто – в это же время в серию пошла «Волга» ГАЗ 24.
ГАЗ 24 со всеми его модификациями производился до 1992 года – практически до развала Советского Союза. «Волга 24» считалась автомобилем повышенной комфортности в СССР – в то время советская автомобильная промышленность больше не выпускала легковушек с такими габаритами.
Так выглядит классическая Волга газ 24
В частном пользовании машин было немного – модель была самой дорогой из всех легковых автомобилей в СССР, а черная «Волга» считалась признаком высокого социального положения. Поэтому многих важных чиновников в то время личные водители развозили на ГАЗ 24.
Параллельно с выпуском ГАЗ 24 в 1980 году началось производство ГАЗ 3102. Сначала предполагалось разработать автомобиль представительского класса, но до этой категории 3102 не дотянул, получилось что-то среднее между «Чайкой» и «Двадцать четверкой». С учетом всех модернизаций ГАЗ 3102 продержался на конвейере вплоть до 2008 года.
Модификация Волги газ 3102
Самое интересное, что основой каркас (кузов автомобиля) за всю историю выпуска, начиная с 1970 года, практически не изменился – стала только более округлой крыша на серии 3110, и на всех модификациях менялось оперение.
Совсем не похожей на все предыдущие модификации ГАЗ 24 была только «Волга Сайбер», которая выпускалась на автозаводе с 2008 по 2010 год. Модель была создана на базе «американцев» «Крайслер Сербинг» и «Додж стратус». В связи с кризисом в стране и низким спросом на новую марку производство «Сайбера» свернули к концу 2010-ого.
Практически это была последняя модель легкового автомобиля собственной разработки ГАЗ – в данный момент легковушки на конвейере не выпускаются (если только не считать авто, которые собирают по лицензии).
Дизайн и внешний вид волги Сайбер
- ГАЗ 3103 – переднеприводная версия, что для «Волги» совсем не характерно. Создавалась в конце 90-х. В серию машина не пошла в силу разных обстоятельств;
- ГАЗ 3104 – то же, что и 3103, но в полноприводном варианте;
- ГАЗ 3105 – автомобиль представительского класса. Выпускался в 1992-96 годах малыми сериями, в производство не пошел из-за своей дороговизны;
- ГАЗ 3111 – машина бизнес класса конца 90-х. Из-за дефолта производство модели прекратили;
- ГАЗ 3115 – в начале 2000-х производство свернуто по причине низкого спроса на модель и недостатка финансов.
Коммерческие автомобили ГАЗ
В связи с развитием частного предпринимательства и малого бизнеса в стране нужны были маневренные и быстрые машины, которые бы смогли доставлять небольшие партии грузов, перевозить с комфортом пассажиров на любые расстояния.
Тентованная грузовая газель
Класс авто LCV давно популярен на западе, а с приходом рыночных отношений в Россию стал востребованным и в нашей стране. «Газель» стала выпускаться в различных исполнениях кузова:
- 32213 – микроавтобус;
- 2705 – цельнометаллический фургон;
- З3023 «Фермер» – 7-местный бортовой грузовик.
На шасси «Газель» устанавливались фургоны, создавались эвакуаторы. В конце 1998 года автозавод начинает производство более комфортабельных и менее габаритных машин серии «Соболь». Максимальная грузоподъемность такого коммерческого транспорта не превышает 1 тонны.
Вариант дизайна модификации ГАЗ Соболь
- 2752 – цельнометаллический 3-х или 7-местный фургон;
- 2217 «Баргузин» – минивэн (6 пассажирских мест);
- 22171 – 10-местный микроавтобус;
- 2310 – бортовой грузовик.
С 2013 года началось производство второго поколения «Газелей», серии машин присвоено общее название «Газель некст».
Вернуться к оглавлениюГрузовики
Первым грузовиком, сошедшим с конвейера Горьковского автозавода, была «полуторка» ГАЗ АА. Основной моделью второго поколения грузовых автомобилей считается ГАЗ 51. На его базе также созданы различные модификации, в частности, полноприводный ГАЗ 63 и самосвал ГАЗ 93. В 1975 году выпуск 51-ого прекратился, но параллельно ГАЗ уже с 1961 года запустил в серию грузовики третьего поколения – ГАЗ 53 и ГАЗ 52. Чуть позже (с 1964) к ним присоединился и вездеход ГАЗ 66.
Так выглядит классический ГАЗ 52
В конце 1994-ого вместо бензинового двигателя на 3307 устанавливают новый турбированный дизельный мотор, и марка автомобиля меняет название на ГАЗ 3309.
К четвертому поколению относятся еще дизельный ГАЗ 4301, выпускавшийся с 1984 по 1995 год, и ГАЗ 3306 (с 1993 по 1995). На базе 3307 создается полноприводная версия ГАЗ 3308 «Садко» – эта модель пришла на смену грузовику ГАЗ 66.
Пример военного грузовика модификации ГАЗ 3308
Но на этом разработка новых грузовиков на ГАЗе не заканчивается. В 2014 году завод запускает в производство уже пятое поколение грузовых автомобилей и добавляет столь полюбившееся окончание «next» ко всем новым маркам в названии. Так появляется бортовой «ГАЗон некст» и полноприводный «Садко некст».
Какие бы экономические проблемы в стране не происходили, Горьковский автозавод остается на плаву и продолжает выпуск новых марок машин. Есть также надежда, что возродится производство собственных легковых автомобилей – все-таки хочется, чтобы российский автопром составил здоровую конкуренцию импортным аналогам.