Горьковский автозавод имеет богатую историю, более чем за 80 лет своего существования с его конвейера сошло огромное количество различных автомобилей. В модельном ряду есть как грузовики, так и легковые машины. Некоторые модели ГАЗ стали легендами советского и российского автопрома, и серийный выпуск некоторых марок исчисляется миллионами экземпляров.
Содержание
Немного истории
История начинается с 1932 года, когда горьковчане освоили первый грузовик ГАЗ АА и легковушку ГАЗ А. Но особую популярность в довоенное время завоевала модель ГАЗ 1, которую в простонародье называли «Эмкой». В первые послевоенные годы началось производство знаменитой «Победы», а грузовой модельный ряд пополнился маркой ГАЗ 51.
С 1959 года с заводского конвейера сошла первая «Волга» ГАЗ 21, положившая начало серии легковых автомобилей. ГАЗ 51 тоже имел немало последователей, в этой категории есть даже целые поколения. Кстати, новое поколение грузовых автомобилей продолжается, а вот «Волги» уже прекратили свое существование.
В ГАЗовском модельном ряде есть и внедорожники.
В основном они были построены на базе грузовиков (ГАЗ 66, ГАЗ 63, ГАЗ 3308 «Садко»), но еще горьковчане выпускали легковые авто повышенной проходимости, среди них легендарный ГАЗ 69. В дальнейшем нижегородцы разработкой таких марок не занимались – эстафету принял Ульяновский автозавод.ГАЗ никогда не стоял на месте, и все время находил оригинальные конструкторские решения. Так в 1994 впервые в России был спроектирован малотоннажный грузовик ГАЗ 3302 («Газель») и запущен в серию. С этой модели начинается новое поколение машин отдельно стоящего класса, который скорее определяется как коммерческий транспорт. В этой категории не только грузовые авто малой грузоподъемности, но и минивэны, цельнометаллические фургоны, микроавтобусы, различные спецавтомобили.
Производство легковых автомобилей «Волга»
Первая легковая машина из серии «Волга» пришла на смену уже морально устаревшей «Победе» М 20 в 1956 году. В отличие от предшественника, ГАЗ 21 был оснащен современным по тем временам двигателем с блоком цилиндров из алюминиевого сплава и алюминиевой головкой блока цилиндров.
Легковушка дважды подвергалась модернизации (в 1959 и 1962 году), марка широко использовалась в такси и в качестве служебного транспорта. Иметь личную «Волгу» в советское время считалось верхом престижа, о ней мечтали многие советские граждане.
В 1970 году производство ГАЗ 21 было свернуто – в это же время в серию пошла «Волга» ГАЗ 24.
ГАЗ 24 со всеми его модификациями производился до 1992 года – практически до развала Советского Союза. «Волга 24» считалась автомобилем повышенной комфортности в СССР – в то время советская автомобильная промышленность больше не выпускала легковушек с такими габаритами.
Просторный по тем временам салон «Волги» позволял использовать машину в службе такси, и ничего удивительного нет, что на территории огромной страны, кроме ГАЗ 24, других такси практически не было.В частном пользовании машин было немного – модель была самой дорогой из всех легковых автомобилей в СССР, а черная «Волга» считалась признаком высокого социального положения. Поэтому многих важных чиновников в то время личные водители развозили на ГАЗ 24.
Параллельно с выпуском ГАЗ 24 в 1980 году началось производство ГАЗ 3102. Сначала предполагалось разработать автомобиль представительского класса, но до этой категории 3102 не дотянул, получилось что-то среднее между «Чайкой» и «Двадцать четверкой». С учетом всех модернизаций ГАЗ 3102 продержался на конвейере вплоть до 2008 года.
На смену модели 24 пришла «Волга» ГАЗ 31029 и продержалась на конвейере 17 лет. Затем ее сменила марка ГАЗ 3110 с последующими модификациями 31105 и 311055.Самое интересное, что основой каркас (кузов автомобиля) за всю историю выпуска, начиная с 1970 года, практически не изменился – стала только более округлой крыша на серии 3110, и на всех модификациях менялось оперение.
Совсем не похожей на все предыдущие модификации ГАЗ 24 была только «Волга Сайбер», которая выпускалась на автозаводе с 2008 по 2010 год. Модель была создана на базе «американцев» «Крайслер Сербинг» и «Додж стратус». В связи с кризисом в стране и низким спросом на новую марку производство «Сайбера» свернули к концу 2010-ого.
Практически это была последняя модель легкового автомобиля собственной разработки ГАЗ – в данный момент легковушки на конвейере не выпускаются (если только не считать авто, которые собирают по лицензии).
Завершая обзор «Волг», следует упомянуть модели, которые шли малыми сериями или были выпущены только опытные образцы:- ГАЗ 3103 – переднеприводная версия, что для «Волги» совсем не характерно. Создавалась в конце 90-х. В серию машина не пошла в силу разных обстоятельств;
- ГАЗ 3104 – то же, что и 3103, но в полноприводном варианте;
- ГАЗ 3105 – автомобиль представительского класса. Выпускался в 1992-96 годах малыми сериями, в производство не пошел из-за своей дороговизны;
- ГАЗ 3111 – машина бизнес класса конца 90-х. Из-за дефолта производство модели прекратили;
- ГАЗ 3115 – в начале 2000-х производство свернуто по причине низкого спроса на модель и недостатка финансов.
Коммерческие автомобили ГАЗ
В связи с развитием частного предпринимательства и малого бизнеса в стране нужны были маневренные и быстрые машины, которые бы смогли доставлять небольшие партии грузов, перевозить с комфортом пассажиров на любые расстояния.
Первенцем в серии малотоннажных автомобилей стал бортовой грузовик ГАЗ 3302 «Газель» с грузоподъемностью 1,5 тонны. Стоит заметить, что последняя «полуторка» выпускалась серийно на автозаводе еще да войны.Класс авто LCV давно популярен на западе, а с приходом рыночных отношений в Россию стал востребованным и в нашей стране. «Газель» стала выпускаться в различных исполнениях кузова:
- 32213 – микроавтобус;
- 2705 – цельнометаллический фургон;
- З3023 «Фермер» – 7-местный бортовой грузовик.
На шасси «Газель» устанавливались фургоны, создавались эвакуаторы. В конце 1998 года автозавод начинает производство более комфортабельных и менее габаритных машин серии «Соболь». Максимальная грузоподъемность такого коммерческого транспорта не превышает 1 тонны.
Варианты исполнения кузова моделей также разные:- 2752 – цельнометаллический 3-х или 7-местный фургон;
- 2217 «Баргузин» – минивэн (6 пассажирских мест);
- 22171 – 10-местный микроавтобус;
- 2310 – бортовой грузовик.
С 2013 года началось производство второго поколения «Газелей», серии машин присвоено общее название «Газель некст».
Вернуться к оглавлениюГрузовики
Первым грузовиком, сошедшим с конвейера Горьковского автозавода, была «полуторка» ГАЗ АА. Основной моделью второго поколения грузовых автомобилей считается ГАЗ 51. На его базе также созданы различные модификации, в частности, полноприводный ГАЗ 63 и самосвал ГАЗ 93. В 1975 году выпуск 51-ого прекратился, но параллельно ГАЗ уже с 1961 года запустил в серию грузовики третьего поколения – ГАЗ 53 и ГАЗ 52. Чуть позже (с 1964) к ним присоединился и вездеход ГАЗ 66.
Легендарный ГАЗ 53 производился 30 лет, за это время было создано множество его модификаций, всего с конвейера сошло порядка 4 миллионов грузовиков. Но модель не может выпускаться вечно – четвертое поколение начинается с автомобиля ГАЗ 3307 в 1989 году. Созданный на базе узлов и агрегатов 53, авто имеет совершенно другой вид благодаря новой кабине.В конце 1994-ого вместо бензинового двигателя на 3307 устанавливают новый турбированный дизельный мотор, и марка автомобиля меняет название на ГАЗ 3309.
К четвертому поколению относятся еще дизельный ГАЗ 4301, выпускавшийся с 1984 по 1995 год, и ГАЗ 3306 (с 1993 по 1995). На базе 3307 создается полноприводная версия ГАЗ 3308 «Садко» – эта модель пришла на смену грузовику ГАЗ 66.
А вот на смену ГАЗ 52 и ГАЗ 3306 в 2003 году пришел среднетоннажный ГАЗ 3310 «Валдай». С ноября 2010-ого на «Валдай» устанавливается перспективный и очень надежный двигатель Cummins объемом 3,8 л, и модель с таким мотором получила индекс ГАЗ 33106.Но на этом разработка новых грузовиков на ГАЗе не заканчивается. В 2014 году завод запускает в производство уже пятое поколение грузовых автомобилей и добавляет столь полюбившееся окончание «next» ко всем новым маркам в названии. Так появляется бортовой «ГАЗон некст» и полноприводный «Садко некст».
Какие бы экономические проблемы в стране не происходили, Горьковский автозавод остается на плаву и продолжает выпуск новых марок машин. Есть также надежда, что возродится производство собственных легковых автомобилей – все-таки хочется, чтобы российский автопром составил здоровую конкуренцию импортным аналогам.